История курского ипподрома
Слово «иппподром», как известно, происходит от греческих слов «лошадь» и «бег, место для бега». Специально подготовленные для испытания лошадей и конно-спортивных соревнований стадионы в Древнем Риме и Византии были центрами не только спортивной, но и общественной жизни. В Курске ипподром построили одним из первых в России.
Это произошло в 1873 году, вскоре после открытия подобных сооружений в Санкт-Петербурге и Москве. Столь быстрому созданию ипподрома способствовали местные помещики – братья Емельяновы, Мухортов, Бакеев, Лаврениус, основавшие в своих имениях заводы рысистых лошадей. Они были известны не только в Курской губернии, но и в соседних с нею.
Наш город славился выездами на резвых красивых породистых конях. Главным стимулом появления ипподрома в Курске послужила Коренная ярмарка, на которую в иной год приводилось для продажи до 30000 лошадей. Самое живое участие в создании нового сооружения принял городской голова Устимович. В ближайшем заседании местной думы он добился постановления такого содержания: «Отдать в пользование курского общества охотников конского бега участок земли на Конной площади и отпустить на постройку беседки и трибун необходимый материал из городского леса». Отведенная земля была немедленно занята, лес перевезен на место построек трибун и беседки. 19 сентября 1973 на ипподроме состоялись первые бега.
Испытания и тренинг племенных лошадей обычно производятся на дорожках, имеющих форму вытянутого прямоугольника с закругленными для удобства поворотов углами. Их длина для испытания верховых лошадей, как правило, составляет от 1600 до 2400 метров, а для рысистых – от 1067 до 1600 м.
При курском ипподроме находилась конюшня, где были выращены знаменитые рысаки Любезный, Полканчик, Зверобой, ставшие фаворитами российских бегов и завоевавшие императорские призы. Первоначально иппордром был верстовым с небольшими поворотами. Беговая дорожка была не шоссированная, а грунтовая, что снижало резвость состязающихся лошадей. Часто случались падения наездников и поломки экипажей.
В 1889 году были сделаны две гладкие, посыпанные глиной и песком дорожки с более широкими поворотами, внутри круга была устроена третья дорожка. В 1898-м ипподрому отвели прилегающую к его восточной стороне часть выгона, отчего площадь значительно расширилась. При ипподроме была построена гостиница. Он использовался не только по прямому назначению. Городское общество велосипедистов проводило здесь свои гонки.
Чтобы привлечь больше зрителей, в программу включали такие номера, как состязание велосипедиста с лошадью. Иногда на поле ипподрома происходила джигитовка казаков 17-го Донского полка, расквартированного в Курске. В дни праздников здесь устраивали народные гулянья. 15 мая 1883-го масса горожан собралась по случаю коронации императора Александра III.
С 1916 по 1927 годы ипподром бездействовал ввиду негодного состояния. После ремонта построек и дорожек он был вновь открыт звонким ударом стартового колокола 31 июля 1927-го. Финансовую помощь в восстановлении оказали губисполком, Сахаротрест и Госсельтрест. Наряду с бегами на ипподроме проходили праздники, пионерские и физкультурные парады.
В 1954 году на поле ипподрома началось строительство завода «Маяк», а на южной окраине Курска построили новый ипподром, который начал действовать в 1956-м. До 1970 года он был сезонным, потом перешёл на круглогодичную работу. В 1964 году по приказу Министерства сельского хозяйства РСФСР ипподром объединили с Курской государственной заводской конюшней.
Нынешний ипподром в Курске на улице Магистральной занимает площадь в 14 гектаров и выглядит так: в центральной части возвышается кирпичный павильон, по бокам – трибуны на 500 мест. Бега проводятся на призовой дорожке длиной в одну версту (1067 м). Кроме того, имеются тренировочная дорожка и конкурное поле для проведения соревнований по преодолению препятствий. На территории ипподрома расположены конюшни, где содержатся племенные и беговые лошади. Круглогодично проходят тренировки рысаков, а весной, летом и осенью – их испытания (бега). Они проводятся через воскресенье.
По материалам Тамары ГРИВА и Владимира СТЕПАНОВА, mke.su
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 17 (707) от 29 апреля 2008 года
В Железногорске дали отопление, в Курчатове его не отключали
Группа ВТБ открывает широкие возможности кредитования для среднего бизнеса в Курске