Нравы древнего Курска
У каждого города есть свой характер и настроение, которые складываются веками. Не всегда о Курске и его жителях отзываются хорошо. Мол, купеческий город, что с него взять? Знали бы приезжие, что несколько веков на Руси хорошо была известна пословица: «Нет у белого царя вора, пуще курянина»
Куряне предъявляли воеводе уши врага
Сотрудники областного археологического музея говорят, что можно объяснить возникновение этой пословицы. Известно, что на протяжении веков Курск был своеобразным «щитом», который прикрывал страну от врагов. В те времена сложился особый тип людей, которых называли севрюками. В начале прошлого века краевед и писатель Марков отметил: «Постоянная жизнь на пустынных рубежах русской земли, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде, ежедневный риск своей головой, своей свободой – выработали из севрюка такого же вора и хищника, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были хорошо известны, как свои собственные». Вероятно, именно про этих пограничников и была сложена пословица.
«Уложив в стычке противника, курский порубежник в качестве подтверждения своей доблести предъявлял воеводе уши, а нередко и отрезанную голову врага, – сказано в исследовательской работе сотрудников археологического музея. – Вероятно, не щадили и своих. На эту мысль наталкивает поведение Гаврилы Малышева, направленного на Земской собор 1649 года в качестве депутата от Курска. Очень долго он не решался вернуться домой. Причина для современных слуг народа странная – не выполнил наказов своих избирателей. Спустя месяц он пошел на отчаянные меры – обратился к царю с челобитной, прося защитить от скорых на расправу земляков. Только после того как царь отправил курскому воеводе специальный указ «озорников унимать с наказанием», Малышев появился в родных краях.
При этом исследователи отмечают, что с грубостью нравов и жестокостью соседствовала строгая религиозность. Так, остались свидетельства 1654 года. Проезжавший через курские земли путешественник сообщал: «Все, от мирян до монахов, едят только раз в день и выходят из церковных служб не ранее, как в два часа дня. Во всех церквях совершенно нет сидений. Все миряне стоят как статуи молча, тихо, делая беспрерывно земные поклоны. Мы выходили из церкви едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния без отдыха и покоя». О значимости религии в жизни курян говорят и щедрые взносы на церковное строительство.
Заботились наши предки и о душе пленников. После того, как войска брали в плен татар, их продавали. Из-за низкой цены татарских мальчишек и девчонок у пограничных вельмож было сразу по нескольку десятков человек при дворе. Покупатель рабов их крестил, давал русские имена. Как отмечают исследователи, крещеные татары отличались потом набожностью и усердием к православной вере.
Женщины суровы, неопрятны, чрезвычайно трудолюбивы
К середине XVIII века для соловьиного края было характерно расселение великорусской и украинской (малорусской) групп. Описывая Курскую губернию, составители «Военно-статистического обозрения Российской империи» сообщали, что «в губернии господствующее племя славянское. Общие черты характера жителей у великороссиян: способность к учению и искусствам, терпение, неутомимая деятельность в трудах, предприимчивость в делах, покорность к властителям, способность переносить всякого рода лишения, неограниченное упование на авось, безотчетное бесстрашие, удальство По мере соседства городов и больших трактов – наклонность к обману и корысти, по удалении от иных – дикая суровость, бескорыстная услужливость, привязанность к семье, почтительность к старости, ненависть к нововведениям. Женщины у русских суровы, неопрятны, чрезвычайно трудолюбивы, способны к самым тяжелым работам.
У малороссиян – мягкость, чувствительность, непостоянство в достижении цели, робость, вспыльчивость, хитрая откровенность, леность, любовь к веселью. Неспособность переносить больших трудов и лишений. Но когда украинец поступает на службу, то вдруг у него пропадает полусонность, беспечность, медленность».
Изучая судебные дела прошлых столетий, исследователи отметили, что очень редко встречаются преступления, целью которых было желание сделать зло. По большей части преступники были увлечены минутным порывом гнева. А чаще всего совершали преступление в минуты потери здравого рассудка от чрезмерного употребления горячительных напитков. Следует заметить, что русский напивается по временам и почти никогда не пьет во время полевых работ. Малороссиянин рад пить во всякое время и при всяком случае. Пьяный он делается дерзким и буйным до чрезвычайности. Правда и то, что малороссиянин будет пить в течение целого дня то количество вина, которое русский выпьет за час или два. Первый пьет, но не напивается. Второй же редко не кончает тем, что не может встать с места. Воровство как порок чаще встречалось между русскими. В краже лошадей особенно отличались жители Рыльского, Льговского, Суджанского, Курского и Щигровского уездов.
Несмотря на присущую курянам набожность и строгое исполнение церковных обрядов, бытовали различные суеверия. Вера в домовых, леших, колдунов, дурной глаз жива у простого народа. Если у крестьянина не повелись лошади какой-нибудь определенной масти – непременно эта масть не понравилась домовому. Особенно боялись наши предки колосьев, завязанных в узел. При уборке урожая никто не решался их срезать. Считалось, что срезанный «узел» принесет смерть.
Рояль с шампанским
До сих пор Курск называют купеческим городом. И не зря. Например, в 1786 году из 6 тысяч населения почти треть занималась торговлей. Именно благодаря купцам курян стали называть «курскими соловьями». Тогда одним из товаров, вывозимых из нашей губернии, были детские свистульки, издававшие соловьиные трели. Когда продавцы начинали на них играть, чтобы привлечь покупателей, люди на рынках начинали улыбаться: «Курские соловьи прилетели».
Что и говорить, торговать куряне всегда умели. При каждом магазине держали зазывал. Нередко сам хозяин приглашал курян посетить его лавку. Как говорят сотрудники археологического музея, среди купцов встречались оригинальные личности. Например, курский торговец Лавров время от времени объявлял себя умершим. Заставлял отпевать и нести на кладбище, где и воскресал. Большим оригиналом был владелец похоронного бюро Митя Псарев. После очередной пьянки он забирался в гроб, в котором и отходил от загула.
Существует легенда про купца Гладкова: на следующий день после его похорон гроб с телом был выкопан и приставлен к дверям дома покойного. Говорили, это сделали нищие, обиженные на купца: богач недостаточно занимался при жизни благотворительностью, а если и подавал милостыню, то мало. Попрошайки надумали поживиться добром после его смерти. Но, не найдя в могиле драгоценностей, не придумали ничего лучше, как отнести гроб к дому.
Популярны в Курске были кулачные бои, собиравшие больше тысячи участников. Силушкой мерились не только молодые куряне, но и почтенные отцы семейств становились стенка на стенку. Отличались куряне умением устраивать скандалы. Как правило, семейные склоки переносились на улицу, к разборкам постепенно подключались соседи. Даже праздничные семейные мероприятия заканчивались скандалами! У курян было распространено наказание: неугодившего гостя выгоняли на улицу без верхней одежды. Чаще всего таким образом развлекались зимой. Иногда хозяин, наслаждаясь победой, смотрел в окно, как гость отплясывал на морозе, пытаясь согреться.
Любили купцы и погулять с размахом. Сохранились свидетельства кутежа в кабаке, когда на середину выкатывали рояль и выливали в него несколько дюжин бутылок шампанского. Порой изрядно набравшиеся купцы начинали качать и подбрасывать полуобнаженную девицу, пока она не лишалась чувств. После этого ее клали в гроб, цыгане начинали петь душераздирающие песни. Существовало еще одно развлечение для богатых людей. На огромное блюдо ложилась барышня (предполагался минимум одежды), сверху ее украшали фруктами, различными закусками. Стоила такая сервировка неимоверных денег. Однако отбоя от желающих отведать столь экзотическое лакомство никогда не было.
Елизавета ТАРАСОВА, по материалам исследований сотрудников областного музея археологии
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 13 (703) от 1 апреля 2008 года
«Золотая опора» – символ надежного партнерства с энергетиками