Трудные уроки
«Мой сын отказывается без меня делать уроки. Поэтому мы с ним занимаемся по вечерам допоздна и безумно от этого устаем. Пожалуйста, подскажите, как с этим бороться».
Проблема приготовления уроков — самая острая для многих родителей младшеклассников. В том, что ребенок отказывается работать самостоятельно, взрослые часто видят лишь капризы и лень.
Конечно, бывает, что избалованный ребенок просто садится взрослым на шею, и тогда необходимо применить разумную строгость. Но очень часто за отлыниванием от уроков скрываются совсем иные причины. Например ревность. Ребенок ревнует мать к работе или к кому-либо из членов семьи и старается привлечь таким образом ее внимание. Что ему, как правило, удается, хотя счастья это никому не прибавляет, поскольку нормальное общение с матерью вырождается в бесконечные скандалы.
В подобных случаях нужно постараться действительно уделять ребенку побольше времени, но поставить это в зависимость от выполнения им определенных задач. «Если быстро сделаешь уроки, мы с тобой поиграем, почитаем, побеседуем». В большинстве случаев этот нехитрый прием срабатывает. Нередок и другой вариант. Ребенок начинает «лениться», пасуя перед трудностями.
Пару раз, столкнувшись с неудачей, многие дети предпочитают вообще отказаться от инициативы на этом поприще, нежели снова терпеть поражение. И тут следует, во-первых, запастись терпением, а во-вторых, помогать ребенку. Помогать до тех пор, пока он САМ не изъявит желания поработать самостоятельно. Процесс этот долгий, но иного выхода нет. Важно не раздражаться и не приклеивать ребенку ярлыки «лентяя» и «бестолочи». Как только он почувствует себя более уверенно, ему самому захочется обойтись без вашей помощи. Так что ваша задача — вселить в него эту уверенность.
Татьяна ЯКИМАНОВА, психолог