Боремся с «телеманией»
Сложности начинаются, когда дети слишком много смотрят телевизор или он выходит в детском сознании на первый план. И если время у телевизора еще можно ограничить волевым решением, нажав на кнопку, то сознание – субстанция тонкая, не поддающаяся запретам.
Когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которые соответствуют его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации – остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор – поток информации огромный, насыщенный, а главное – неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.
К сожалению, дети чаще всего становятся жертвами телемании. Происходит это потому, что родители не могут найти с ребенком общих интересов, тем для обсуждения да и просто времени. И вместо себя предлагают телевизор.
Содержание прячется за формой
Результат телевизионного воспитания, увы, неутешителен. Например, многие родители даже не подозревают о том, что 3–6 летний ребенок все воспринимает буквально, некритично. У него нет еще собственных жизненных критериев. И, естественно, система ценностей у него формируется согласно тому, что он видит на экране. Поэтому не следует удивляться, если на первом месте окажется какая-нибудь жевательная резинка, причем непременно без сахара...
Еще один важный момент. Ребенок устроен так, что прежде всего реагирует на внешнюю сторону вещей – яркость, динамичность. А теперь вспомните самые известные мультфильмы: кто самый смешной, самый яркий, самый запоминающийся? Конечно, отрицательный герой! Он-то и становится примером для подражания. Малыш просто не сумеет разглядеть за яркой формой содержания и в жизни станет подражать тому, кто больше запомнится.
Еще один подводный камень в том, что благодаря телевизору у ребенка появляется пассивное восприятие жизни. Яркие впечатления приходят к нему с экрана, не вынуждая что-либо делать, куда-то ездить, учиться, читать. Весь мир и так как на ладони. Родителям это, конечно, поначалу очень удобно – не надо читать ребенку книги, водить ребенка в театр или зоопарк. Все это можно увидеть по телевизору. Проблемы начинаются тогда, когда подросшее дорогое чадо напрочь отказывается учиться читать, настойчиво требуя мультиков.
Замените телевизор собой!
Что же делать, если ребенок уже «заболел» телеманией? Прежде всего заменить телевизор собой. То есть, выключив «ящик», не отправлять ребенка гулять или делать уроки, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это «что-нибудь» должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки? Еще один очень хороший способ – поиграть в театр.
Используя тех же героев любимых мультфильмов, например, Тома и Джерри.
Придумайте собственные сюжеты, пусть придумает и он. Кстати, с помощью этой игры можно продемонстрировать ребенку такие качества, как сострадание, научить его быть нежным. И, наконец, вспомните чудесную игру – рисование мультфильмов.
Помните эти блокнотики, на которых рисовались человечки, поднимающие и опускающие руки? Придумайте вместе с ребенком сюжет, в четыре руки нарисуйте все это – и показывайте папе, бабушке, приятелям из детского сада. Малыш будет просто счастлив.
И все же, несмотря на все вышесказанное, не стоит поднимать крик всякий раз, когда ребенок подходит к телевизору. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию, дающими полезную информацию, например, о животном или подводном мире. Малыш может многому научиться, смотря телевизор или видео, хотя он и остается лишь наблюдателем и получателем информации, а не участником событий.
Просто старайтесь подобрать ребенку «телерепертуар», быть в курсе того, что он смотрит и как это отражается на его психике. И было бы здорово, если бы в выходные дни вы отвлеклись от своих дел, вместе посмотрели познавательную передачу, обсуждая все, что происходит на экране, высказывая свою точку зрения, выслушивая его и умело корректируя. От такого времяпрепровождения вам и ребенку будет и польза, и радость.