Соседи по выставке: утюги, тонометры и ковры
Часы, утюги, тонометры, патефоны, фотоаппараты, ковры и шариковые подшипники. В областном краеведческом музее работает необычная выставка, объединяющая, казалось бы, несовместимые вещи.
«Времен связующая нить» – такое имя получила оригинальная экспозиция. Предметы обихода XIX и XX веков, собранные вместе, у кого-то вызывают ностальгию, у кого-то – удивление. Так, сегодняшним школьникам, обладателям компьютеров с 17-дюймовыми ЖК-мониторами, сложно представить, что их бабушки и дедушки верхом технической мысли считали телевизор «КВН». Когда-то культовая модель имеет экран, сравнимый по размерам с дисплеем сегодняшнего мобильника. Кстати, известная телеигра обязана своим названием именно этому «чуду техники».
«Самый популярный отечественный телевизор назывался «КВН-49» – по первым буквам фамилий трех его изобретателей – инженеров, создавших эту марку в 1949 году. Мы и решили назвать игру по-телевизионному – КВН, но расшифровать аббревиатуру иначе. То есть с самого начала игра была встроена в телевидение, а телевидение – в КВН», – вспоминал один из «родителей» клуба веселых и находчивых Сергей Муратов.
Целую стену и отдельную витрину занимают часы. Приборы, фиксирующие время, и сами изменялись со временем. Например, в позапрошлом веке были популярны «каретные» часы. Чтобы пассажир в темноте мог узнать, который час, достаточно было нажать рычажок на корпусе: мелодичный перезвон извещал о времени с точностью до минуты (одним тоном отзванивался час, другим – четверть часа, третьим – оставшиеся минуты). Мастера снабжали часть каретных часов сложными циферблатами и другими дополнительными устройствами. Такой прибор был настоящим помощником в любом путешествии: с компасом можно было наметить маршрут и не сбиться с пути, а барометр и термометр подсказывали, стоит ли в этот день отправляться в дорогу.
Один из экспонатов выставки был когда-то настолько известен, что даже попал на страницы пушкинского «Евгения Онегина»: «...И там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед». «Брегетом» (это слово еще осталось в словаре Ушакова) называли карманные часы, изготовлявшиеся в мастерской французского мастера Бреге. Хронометры отличались большой точностью, отбивали часы и доли часов, показывали числа месяца. «Луковица» карманных часов, лежащая на соседней полке, особого наименования не имеет. Но для сотрудников музея они не менее ценны, чем знаменитый «брегет». Эти часы были собраны в Курске в мастерской некоего Готша, как отмечено на корпусе.
Тонометр, выставленный в соседнем зале, тоже имеет к Курску непосредственное отношение. Принцип, который до сих пор лежит в основе большинства приборов по измерению кровяного давления, изобрел хирург Николай Коротков, наш земляк.
Идея организаторов – показать не статичные экспонаты, а само время в его развитии. Потому за стеклом витрины, посвященной осветительным предметам и приспособлениям, нашлось место и лучине, и свече, и современной лампе накаливания. А рядом стенд рассказывает об эволюции фототехники: от примитивной камеры-обскура до цифрового фотоаппарата. Но время не стоит на месте – и уже лет через 10 такая выставка выглядела бы совсем иначе.
Ирина Третьякова