Курянин плетет лапти артистам
В Козыревке Большесолдатского района каких только гостей не было: приезжали и голландцы, и сотрудники арабского телевидения. Удивляются, что россияне свои народные традиции сохраняют, любуются. Каждый день на работу в уникальный Дом ремесел приходят две мастерицы ткацкого дела и изготовитель лаптей.
Дом ремесел называется «Саморядовским». По соседству с Козыревкой – село Саморядово, из которого и вышли все промыслы. Название у села говорящее. Здесь издревле сами себя рядили. Эти места – родина знаменитого курского танца «Тимоня». Тут до сих пор проходят карагоды – собрания селян на вольном воздухе для плясок с песнями. Старинные шубки, сарафаны, гармошки, рушники, лапти Все – как было тогда. Село долгие годы оставалось главенствующим, однако со временем управление переехало в Козыревку. Потому именно тут возник Дом ремесел.
Материал для лаптей – запретная трава
На должности «мастер лаптеплетения» – 71-летний Василий Ананьев. Лет 16 назад, когда создавали Дом ремесел, Василию Семеновичу пришлось вспомнить, чему его учили старшие братья еще до войны. Тогда лапти плели в каждой семье. Теперь этим не занимается никто, кроме него. «Сто лет бы сдалась такая обува, дай бог, чтобы она не ворочалась», – на привычном тут наречии философствует селянин.
Лапти плели от глубокой нужды. В семье Ананьева эта обязанность лежала на двух старших братьях. Самую легкую работу они со временем стали доверять тогда еще 5-летнему Василию. В подмастерьях ходил не долго, наблюдая за наставниками, выучился и сам изготавливать лапти целиком. Но навыки не пригодились. Как только немцев из села прогнали, стали поднимать хозяйство, появились деньги. А как следствие – возможность приобрести качественные ботиночки или не такие дорогие «валенцы».
О лаптях у Василия Семеновича как об обувке плохие отзывы. Едва пройдешь по сырости, ноги становятся мокрыми. В теплое время года это, пожалуй, еще и не беда. Но в лаптях приходилось ходить и в осеннюю слякоть, и в лютые морозы. Предварительно ноги лишь обматывали онучами – шерстяными полотнами, по типу портянок. Сейчас Василий Семенович рад передать подрастающему поколению уменье, но ратует за то, чтобы лапти навсегда остались реликвией.
Своим мастерством Ананьев делится в рамках школьного факультатива. На занятия могут приходить дети самых разных возрастов. Правда, самые старшие школьники со временем с его занятий пропадают. Ссылаются на то, что надо готовиться к поступлению в вузы. Но у педагога мнение иное: променивают лапти на компьютеры и общение с противоположным полом. Так что основной контингент – дети с 3-го по 8–9-е классы.
Василий Семенович рассказывает подопечным, что ставшая сейчас запретным растением конопля раньше очень широко использовалось в хозяйстве. Из нее ткали материал для одежды, плели канаты, веревки и лапти. Ныне Дом ремесел большими партиями закупает сырье в хозяйствах на несколько лет вперед. Все-таки это уже дефицит.
Веревки для лаптей – это особо обработанные и перемолотые на мельнице шкурки от стеблей. Мастер перевивает материал в 2 или 3 нитки, затем перетирает, чтобы веревка была ровной. Работа грязная: летит очень много пыли. Если Ананьев «забирает работу на дом», подготавливает веревку либо в сарае, либо в коридоре.
Затем – основной этап. Веревкой с помощью крючка нужно оплести колодку, повторяющую форму ступни. Постепенно из-под руки мастера выходят щечки – боковинки лаптей, головка – носовая часть и подошва. Первые две детали тоньше: они должны выглядеть аккуратнее. Подошва в старину делалась грубее: из 3–4 ниток. Сейчас Ананьев нижнюю часть делает не такой толстой. Его лапти – либо сувениры, либо учебный материал, либо обувь для артистов. Коллективы многих Домов культуры области выходят к зрителям именно в лаптях мастера из Большесолдатского района.
Грамота селянке от Швыдкого
В доме ремесел несколько старинных ткацких станков. Только здесь они не стоят, как в краеведческом музее, за ограждением и под жестким запретом до них дотрагиваться. На них по-настоящему работают. Пусть и не от зари до зари, как раньше. Но и после современного 8-часового рабочего дня у мастериц ощущение, будто мешки на плечах таскали.
«Агрегаты» разыскивали по всем окрестным деревням. Их хранили, передавая от поколения к поколению, на случай, если наступит финансовый крах, и всю одежду вместе с домашней утварью снова придется изготавливать самим. В наше время молодежь, посчитав, что до такого не дойдет, станки выбрасывает или попросту сжигает. Так что они стали большой редкостью.
Те, что стоят в Доме ремесел, изготовлены из дуба без единого гвоздя. Детали скреплены между собой штырями из того же дерева. Местные работницы уже раздумывали, что будут делать, если станки придут в негодность. Есть в этой местности искусный мастер по дереву. Возможно, ему задача окажется под силу. Но вот с одной «запчастью» уже точно придется нелегко. Нитки пропускаются через зубья бёрда, которые выглядят, как тонкие чешуйки – очень хрупкая деталь. Из чего выполнена эта часть станка, не понятно. Мастерицы лишь предполагают, что это мог быть тростник.
С помощью разных приспособлений, включая многочисленные ножные педали, рукодельницы выводят на полотнах рисунок. На большие изделия может уйти около месяца. На средние рушники – 2–3 недели работы. Чтобы набраться опыта, в Доме ремесел устраивали что-то вроде тренингов. Собирали знакомых бабушек и тетушек, которые сутки напролет учили молодых работниц. В былые времена без этих навыков было никуда. Девушка, не обученная мастерству, рисковала остаться незамужней. На второй день свадьбы все гости с плясками ходили по деревне, демонстрируя рушники, которые невеста наткала себе в приданое. Рушником нужно было украсить не только каждого приглашенного, в них рядили и лошадей. Кроме того, в каждом доме красочными полотенцами обвешивали портреты и образа.
Одна ткачиха Дома ремесел носит почетное звание «народный мастер». Титул получила в 98-м году, а 4 года спустя пришла грамота с благодарностью от Михаила Швыдкого, бывшего в то время министром культуры. Кроме того, народная мастерица Татьяна Косинова становилась и победительницей премии «Курская антоновка».
Оксана САНИЦКАЯ