Кубок внедорожников выиграла курская «табуретка»
Так, иногда добавляя нежный эпитет «бешеная», называют свое авто братья Самарины. Александр и Андрей победили в Кубке России по трофи-рейдам и теперь должны получить звания мастеров спорта.
Переделанный УАЗ в народе нарекли «трактором», иногда кличут «котлетой». Двигатель от Merсedes, лебедка – от БТР, 2 электрические лебедки, по аналогии с военной техникой подкачка колес из кабины... Благодаря конструкторским решениям «джип» курян может преодолевать брод глубиной до 1,8 метра. Целый год машину обкатывали: из 5 соревнований, на которых были в 2006-м, лишь в одном дошли до финиша. В других – ломались и застревали. По убеждению Федора Милюкова, председателя трофи-клуба Курска «Бегемот», это стандартная ситуация: в первый год машина испытывается.
Долгожданную победу экипаж Самариных завоевал в этом году на чемпионате Черноземья по трофи-рейдам. Пилот Александр и штурман Андрей стали кандидатами в мастера спорта. Нынешнее соревнование – «ASG-Herzog Подмосковная осень», проходившее 28–30 сентября, – включало завершающие этапы чемпионата и Кубка России.
Впервые за свою историю победитель определялся в очном соревновании джиперов, выигравших зональные Кубки. В Ступинский район Московской области съехался 31 экипаж из разных уголков страны. Курский УАЗ участвовал в гонках для машин класса TR-3, включающих авто с изменением конструкции, касающихся веса и размера колес. Здесь учитывается давление на поверхность земли.
Соревнования длились двое суток. По итогам первого, более простого дня, Самарины победили. И все же, пожалуй, никто не верил в то, что они станут первыми в Кубке: слишком часто ломались в предыдущих состязаниях. Стойкое убеждение утвердила и поломка, случившаяся на следующий день. В болоте отказал передний мост, сели... Но все же выбрались и продолжили маршрут. «Был еще сложный момент – крутой спуск к воде метров в 6, – вспоминает пилот. – От падения в реку нас спасло лишь то, что врубились в дерево».
Их дорога – полное отсутствие дороги. На пути – болота, броды, овраги, холмы. Средняя скорость движения – километров 15 в час. Федор Милюков вспоминает, что на соревнованиях в Карелии 2,5 километра преодолел за 4 часа 47 минут. Причем это был 3-й результат.
В этой гонке каждый сам за себя, и, тем не менее, в беде не бросят – всегда вызволят тех, кто застрял и поломался. Взаимовыручка – негласное правило. «И нас неоднократно вытаскивали, – рассказывает штурман. – Но в этот раз брать на буксир другую машину пришлось нам. Прекрасно понимали, что выигрываем и, потеряв время, рискуем проститься с призовым местом... Тем не менее, увидев, как нам машут участники – двое мужчин из Петербурга лет под 60 – поехали вызволять их внедорожник... Вытянули на трассу и лишь тогда рванули дальше».
Участники двигаются по карте, которую получают перед стартом. Ориентироваться помогают спутниковые навигационные приборы GPS. По правилам, спортсмены должны перемещаться от объекта к объекту. На траве, дереве, столбе организаторы оставляют надписи с номерами. Это контрольные точки. Пилота, который касается одной рукой объекта с надписью, а другой – машины, фотографирует напарник. Цифровые снимки – подтверждение того, что участники шли, не нарушая маршрута. На соревнованиях в Ступинском районе контрольные точки были нанесены даже в ракетных шахтах Кроме того, участников ждал казус: по их словам, они выехали к секретному городу, которого нет на картах.
Стартовали в 9 часов утра, а закончить маршрут участники должны были в шесть вечера. Наши пришли к финишу за полчаса до контрольного времени. Конкуренты удивились: по всем прогнозам Кубок не должен был уйти в Черноземье. Обычно его обладателями становятся более подготовленные джиперы Северо-Западного округа. Да и сами куряне признают: несколько машин были объективно лучше «табуретки». Говорят, их победа – результат опыта.
Андрей и Саша шутят, что готовы по городу ездить и на «Запорожце», лишь бы спортивная машина была хорошей. Правда, добавляют, что это не такое уж и дорогое хобби. Стоимость своего «начиненного» УАЗа сравнивают с ценой хорошего квадроцикла или снегохода. Да и не слишком это, по их словам, доставляет много хлопот. Запчасти часто привозят из Москвы, что-то находят в Курске, тем более что на базе клуба создан специализированный магазин. А когда, к примеру, понадобилась механическая лебедка, шестеренку для нее заказывали на КЗТЗ. Джиперы приглашают курян, разделяющих их страсть, в клуб «Бегемот», созданный около года назад. Связаться с его руководителем можно по электронной почте – fmilyukov@yandex.ru.
Сами же Самарины в 2008-м планируют выйти на Чемпионат России. Для участия в нем нужны финансовые средства иного уровня. Они гарантируют, что смогут занять призовое место, но для осуществления таких планов необходим спонсор.
Оксана САНИЦКАЯ