Снова о борьбе с коррупцией и фондах
Мы неоднократно освещали ситуацию в Курске, связанную с сомнительной, на наш взгляд, деятельностью отдельных руководителей УВД области. Сегодня пришла пора рассказать кое-что новое на эту тему и задать новые вопросы.
В одном из номеров мы сообщали, что генеральный директор корпорации «ГРИНН» Николай Грешилов написал заявление на имя старшего следователя следственной части СУ УВД области Р. В. Решетняка о незаконном строительстве без тендеров на территории бывшего Южного трамвайного депо на улице Дейнеки, которое ведет ООО «Эльдекор XXI». «Следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по незаконному строительству, – говорил тогда Николай Николаевич. – Хотя не имел права его расследовать, а должен был передать мое заявление в прокуратуру. Это говорит о том, что генерал Булушев вовлекает все большее число подчиненных в свои незаконные действия. Отказ следователя считаю сокрытием преступления и самоуправством».
Отказ следователя признан незаконным
Как написал РешетнЯк в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц УВД Курской области и ООО «Эльдекор XXI»: эта частная фирма ведет строительство двух жилых домов на территории бывшего трамвайного депо на основании договора подряда с ООКС тыла УВД области №1-ГП/128/536 от 24 октября 2005 года и дополнительного соглашения к нему от 12 января 2006 года. То есть «Эльдекор» не принимал участия в строительстве дома 1-й очереди, но возводит дома «2-й и 3-й очереди». Вот это да, без 1-й очереди сразу 2-ю и 3-ю! Как вам? Ответ узнаете дальше. Один дом уже готов, почти все квартиры проданы. Во втором залит фундамент. В постановлении же следователя ни слова про тендеры, обязательные для заключения государственного контракта, ни слова про антикоррупционные законы.
Следователь УВД области, похоже, считает, что поскольку договор подряда на два дома был заключен до 1 января 2006 года, то «все в порядке». Однако, напомним, антикоррупционный Закон РФ №94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» лишь ужесточил порядок обязательного проведения открытых конкурсов при выполнении госзаказов. До него в России действовали другие антикоррупционные законы: Указ Президента РФ №305 от 8 августа 1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции» и Федеральный закон №97-ФЗ от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов». Они также однозначно предписывали госзаказчикам проводить открытые конкурсы по строительству. Получается, что в случае с УВД и «Эльдекором» этих обязательных тендеров не было... А условия получения стройплощадок, предназначенных УВД, с имеющимися коммуникациями, иначе как красивыми не назовешь. «Эльдекор» получал их почти бесплатно. Согласно договору, 92% квартир отходили «Эльдекору», и лишь 8% – УВД. Это по 2–3 квартиры с подъезда.
Собственно, для чего принимают антикоррупционные законы? Чтобы государственные заказчики заключали договоры с теми фирмами, которые предложат наилучшие условия. Это, во-первых, позволяет экономить бюджетные средства, а, во-вторых, не позволяет прикарманивать казенные деньги. Ведь если победитель тендера заранее известен, кто-то получает «бабки» и рассовывает их по карманам.
В этом-то и странность курской ситуации. На участках земли на улице Ватутина и в бывшем депо, выделенных для сотрудников УВД, строит коммерческое жилье одна и та же фирма. На наш взгляд, сомнительная, поскольку в налоговой зарегистрировано несколько «Эльдекоров XXI», учредителем которых является гражданин иностранного государства Коштоян. По адресу одного из этих ООО в Москве располагается «Региональная организация инвалидов по зрению». Тендеры не проводились... А следователь считает, что «коррупции нет».
Есть документы и свидетели из домов по соседству, подтверждающие, что строительство дома, на которое не проводился тендер, шло с мая 2006 года. То есть, уже в период действия 94-го антикоррупционного закона, вступившего в силу с 1 января 2006 г. В апреле 2006-го «Эльдекор» обращался в различные службы, скажем, в геодезию. Приводим дословно слова Коштояна: «Прошу вас произвести вынос осей в натуру 1-й очереди жилого дома для сотрудников УВД Курска по ул. Дейнеки». Вот вам и ответ. То есть, все-таки строили 1-ю очередь? И в генплане, утвержденном архитектором Курска, этот жилой дом проходит как строящаяся 1-я очередь.
Возникают 2 вопроса. Вопрос к генералу Булушеву: не задним ли числом оформлены указанные выше договоры с ООО «Эльдекор XXI»? Вопрос к следователю Решетняку: не скрыто ли вашим постановлением преступление должностных лиц УВД?
Решив вмешаться в ситуацию, корпорация «ГРИНН» в августе 2007 года победила в открытом конкурсе на проектирование и строительство 1-й очереди 1-го пускового комплекса жилого дома и заглубленной автостоянки (мы подробно писали об этом в №35 от 28 августа 2007 года). Видимо, это стало неожиданностью для руководства УВД. Из ООКС тыла УВД области пришел пакет документации, которую специалисты сразу окрестили «шедевром от строительства». «Те, кто «стряпал» эти документы, не думали ни про какие конкурсы, – считает Грешилов. – Это – тендер с нереальными сроками. За 3 месяца построить 9-этажный дом. Бумаги готовились на уже возведенный дом, под фирму Коштояна».
Мнение специалистов «ГРИННа» подтвердила экспертиза независимого общества «Стройцентрконтроль» в Тамбове. Вывод однозначен: «Организатор открытого конкурса и госзаказчик ООКС тыла УВД при организации, проведении конкурса и подготовке госконтракта с победителем допустил серьезные нарушения действующего федерального законодательства... Данная сделка в случае неизменения ее условий изначально является ничтожной, как не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ), а потому недействительной. В случае заключения госконтракта на предложенных условиях и невыполнения подрядчиком обязательств он не несет гражданско-правовой и иной ответственности. Напротив, подрядчик вправе требовать возмещения убытков в порядке ст. 15 ГК РФ. Кроме этого, экономическим интересам государства будет причинен существенный ущерб, а реализация социальной программы для сотрудников УВД Курской области будет сорвана».
Мало того, что подчиненный Булушеву следователь всего этого не учел, так он еще и вовсе не имел права сам расследовать это дело. Когда номер готовился к печати, стало официально известно, что постановление Решетняка незаконно и подлежит отмене. Прокуратура Курской области в ходе проверки установила, что оно вынесено следователем с нарушениями действующего уголовно-процессуального законодательства. Согласно п.п. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие о преступлениях, совершенных должностными лицами органов внутренних дел, должно производиться следователями Следственного комитета при Прокуратуре РФ.
Одно незаконное решение следователя вполне может перекликаться с таким же другим. Именно Решетняк возбудил и расследует уголовное дело в отношении корпорации «ГРИНН» о якобы неуплаченных налогах, проводил обыски. «Это парадоксальная ситуация, – говорит Николай Грешилов. – У нашего предприятия нет долгов по налогам. Вот сейчас перед открытием каждого нового гипермаркета «ЛИНИЯ» налоговики выдают нам справку: задолженность «ГРИННа» в бюджеты – ноль. Две правды не бывает. Здесь же в одном случае УВД с «Эльдекором» строят коммерческое жилье без тендеров, и все законно. А на корпорацию, не имеющую долгов по налогам, возбуждают уголовное дело».
Кому содействует «Фонд налоговых реформ»?
Еще один отказ следователей был связан с проверкой законности деятельности «Фонда содействия развития налоговых реформ». Эту «некоммерческую организацию» зарегистрировали 18 апреля 2005 года трое учредителей – частные лица А. Н. Беляков, М. А. Беляков и В. В. Матвеева. Правда, в попечительский совет почему-то вошли руководители УВД. Может, сказались теплые отношения бывшего главного налоговика Богоявленского с генералом Булушевым? Лишь после прокурорской проверки из числа попечителей руководители УВД были выведены.
Среди целей создания фонда названы благотворительная деятельность, направленная на содействие развитию налоговых реформ, укрепление материальной базы и оснащенности налоговых органов, УВД Курской области. Казалось бы, благое дело. Работники налоговой и милиции скидываются, чтобы помочь своим коллегам и их семьям. Однако в фонд почему-то стали поступать значительные суммы от предприятий, оказавшихся в непростой ситуации.
Скажем, силикатный завод проходил процедуру банкротства, то же самое с другими. И, похоже, после «спонсорства» их «трудности с Законом» каким-то чудесным образом решались. Говорят, у предприятий были проблемы с налогами. Не были ли связаны платежи с проверками милицейского налогового управления? Можно предположить такую схему: специально проводится налоговая проверка, а чтобы руководители не были привлечены к ответственности, им предлагают «пополнить фонд». Интересно было бы сопоставить даты платежей с изменением ситуации на предприятиях. Весьма странное, на наш взгляд, и «содействие развитию налоговых реформ», если дышащие на ладан предприятия-банкроты, имеющие долги по налогам, платят в фонд значительные суммы... Может, прокуратуре стоило проверить, не связаны ли платежи с процедурами банкротства?
Еще один из известных нам жертвователей – ООО «Иволга-Центр» – был также втянут в мутноватую историю с пригородным хозяйством в Черемушках Курского района. Госпредприятие ГНУ ГНИИ АПП обанкротилось, а его базу получило как раз указанное выше ООО. Были и другие спонсоры. Наверное, немало. Все ли они добровольно платили деньги, тоже вопрос.
Интересно было бы, если бы учредители и руководители «Фонда содействия развития налоговых реформ» опубликовали сведения о деятельности своей некоммерческой организации: какие предприятия и когда перечисляли деньги в фонд, какие суммы? На что тратились эти средства? Если все честно и законно, что скрывать? По нашим данным, располагается фонд в помещении областного УВД. Почему не в налоговой инспекции? В связи с этим еще один вопрос руководству фонда: платят ли они арендную плату за пользование федеральным имуществом?
По словам Николая Грешилова, предлагали стать спонсором «Фонда содействия развития налоговых реформ» и ему: замначальника УВД Молоков приехал на встречу и просил «не поднимать шум по поводу проверки корпорации». Мол, лучше заплатить 15 миллионов в фонд – иначе результаты проверки будут просто разгромны. Николай Николаевич написал заявление о вымогательстве в прокуратуру. Но в возбуждении уголовного дела было отказано.
«Считаю, что те, кто проводил проверку, сделали это формально, – говорит Грешилов. – Не сообщи мне Молоков про этот фонд и про то, что в него платили другие предприятия, я бы до сих пор не знал, что такой фонд существует. Да и сами подумайте, сидят предприниматели и думают, в какой бы фонд заплатить. А еще тем более в фонд каких-то непонятных «налоговых реформ». Проверяющие даже на место не выехали, чтобы посмотреть, где происходил наш разговор с Молоковым. А это было возле офиса корпорации «ГРИНН» со стороны улицы Ватутина. Мы стояли под открытыми окнами кабинета, где находились и наши менеджеры, и клиенты. А в отказе написано: очевидцев разговора нет».
Олег СОКОЛОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Виталий
27 сентября 2007, 17:35Очень полезной оказалась статья. Работаю в крупной компании и недавно пришло письмо-просьба о перечислении благотворительного взноса в адрес указанного в вашей статье Фонда. Мы активно помогаем разным государственным учреждениям и сегодня задумались стоит ли помогать странным "конторам".
Просто хочу сказать СПАСИБО!
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 39 (677) от 25 сентября 2007 года
GEFEST Lucky Star – новое решение проблем с теплом и горячей водой в Курске