Корреспондент «ДДД» на авиасалоне МАКС-2007
Год от года не уменьшается число «борцов с гравитацией» и зрителей, желающих поглазеть на покорителей неба. В этом убедилась корреспондент «ДДД», посетив крупнейший в России VIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2007.
Жарко, дорого, но безопасно
Открывал салон президент. По ТВ сообщили и о том, что Путину не удалось купить мороженое. К нашему приезду мороженое завезли в неограниченном количестве, как и пиво (более крепкие спиртные напитки на салоне запрещены). По словам организаторов, МАКС посетили более 600 тысяч зрителей, для сравнения – полтора Курска. Организаторы с трудом справились с подобным нашествием на аэродром маленького подмосковного Жуковского. Отсюда – очереди в туалеты, горы мусора, давка в электричках, идущих из столицы. Цены на еду и напитки превышали обычные в 3–4 раза. Под автостоянку отвели огромное поле в соседнем Быково, где, проезжая по грунтовке, машины поднимали такие клубы пыли, что было трудно дышать. В отличие от прошлых лет, не было дождя, иначе роскошные иномарки увязли бы в грязи.
Надо признать, милиция и работники ГИБДД мастерски справлялись с громадными потоками посетителей. Пробок на входе и выходе не возникало, досматривали внимательно, но вежливо и быстро, автобусы подавались оперативно, а за все 6 дней авиасалона произошло лишь 6 мелких нарушений. Самыми нелепыми стали кража сотрудником МЧС макета пассажирского самолета со стенда американской фирмы «Паркер Аэроспейс» и вандализм водителя пожарной части, разбившего прицел у самолета Су-25.
Демонстрационные полеты никого не оставили равнодушными. Правда, в отличие от предыдущих лет, летная программа салона оказалась беднее. Кроме знаменитой пилотажной группы «Патруль де Франс», американского пилота Биренковена на истребителе F-15 и трех зарубежных участников Кубка мира по спортивному пилотажу, иноземных фамилий в программе не значилось. Не летали французские истребители «Мираж-2000», любимцы русской публики – итальянские «Фреччи Триколоре», да и нашу пилотажную группу «Русь» посетители тоже не увидели. Она осталась практически без самолетов, окончательно выработавших ресурс, а итальянцы, по слухам, заявили, что больше двух раз в одно место не летают
Что модно в Париже
Французы – единственная пилотажная группа на легких реактивных самолетах, кто представил новую программу на суд зрителей МАКСа. Великолепное «сердце», нарисованное в небе цветными дымами и пронзенное стрелой, заставило забиться в волнении сердца присутствующих.
Удалось вживую пообщаться с пилотом «Патруль де Франс» Жаном-Луи Роланом и директором группы Тьерри Провеном. Оказалось, «последний писк» французского пилотажа в этом сезоне – фигура с английским названием «Tiking Clock»: два самолета летят параллельно по прямой, чередуясь то в прямом, то в перевернутом полете. А в это время еще два нарезают вокруг них спирали, изображая циферблат и стрелки часов.
Ролан признался, что служил истребителем на авиабазе Нанси, летал на «Ягуаре», «Мираже-2000» и «Альфа Джете», которые пилотирует «Патруль де Франс». В группе Жан-Луи уже 5-й год, а в Москву прилетает в 3-й раз. Больше всего его поразило число зрителей. Говорит, на знаменитом «Ле Бурже» их значительно меньше.
Выступление французов – это всегда отменный динамичный спектакль в сопровождении современной музыки под комментарий симпатичной блондинки Анны – PR-офицера «Патруль де Франс». Без ее шарма шоу потеряло бы значительную долю обаяния. Особенно украсили пилотаж разноцветные дымы. Российские асы который год смотрят на них с завистью. Само по себе приспособление для дымов стоит недорого, а его установка не представляет сложности, но вопрос почему-то пока нерешаем.
Традиционный восторг вызвало выступление летчиков-испытателей на современных российских многоцелевых истребителях – Су-30 МК и Миг-29 ОВТ, ставшем сенсацией МАКСа-2005. Машина оснащена двигателем с отклоняемым вектором тяги, что дает уникальную маневренность. Истребитель может зависать, как вертолет, на нулевой скорости и разворачиваться по всем углам. Самолет, правда, пока существует в единственном экземпляре – нищим российским ВВС он не по карману. Однако и более богатые иностранцы, к примеру, те же индусы, не выражают особого желания покупать ОВТ. В современном воздушном бою пилоты редко сближаются. Ведь хорошее радиоэлектронное оборудование позволяет обнаружить противника издалека и попросту сбить ракетой. Именно на это делают упор американцы. Но, по словам знатоков, их суперсовременный американский истребитель F-22 тоже имеет небольшой отклоняемый вектор тяги. В ближайшее время увидеть этого «монстра» 5-го поколения в России вряд ли удастся. Удовольствие дорогое, а Америка уже не считает нас настолько опасным противником, чтобы попусту «бряцать» оружием. На этот салон ВВС США не привезли ничего нового. Были пара истребителей и бомбардировщик Б-52. Прошел слух, что один русский богатей приценивался к этой махине стоимостью 500 миллионов долларов. Впрочем, самолет ему не продали.
Выступление американца Биренковена на F-15 вызвало уважительные отзывы российских пилотов: «Восхищаюсь им как летчиком», – сказал солист авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», подполковник Дмитрий Копосов.
Рекорд русских войдет в Книгу Гиннесса
К «Стрижам» и «Русским витязям» из подмосковной Кубинки в этом году присоединились «Соколы России», которых в узких кругах называют еще «Соколы Харчевского». Генерал Харчевский – начальник Липецкого центра подготовки пилотов, не так давно прославился тем, что прокатил на истребителе самого Путина. А мастерство его подопечных известно далеко за пределами России (приходилось слышать лестные отзывы о липчанах даже от пилотов американских «Агрессорс»). Специализация «банды Харчевского» – маневренный воздушный бой. Говорят, они предложили американцам «крутануть» воздушный бой «пара на пару». Но то ли, кроме Биренковена, на МАКСе не было опытных пилотов, то ли по иным соображениям, янки отказались рисковать престижем.
«Стрижи» с «Витязями» порадовали настоящей сенсацией, подготовив к МАКСу новую программу. Ее «фишкой» стала групповая бочка ромбом из 9 разнотипных самолетов: четырех «Миг-29» и пяти «Су-27». Ведущий «великолепной девятки» полковник Ткаченко заявил, что если в течение года никто не повторит подобное, пилоты подадут заявку на рекорд в Книгу Гиннесса. «Ромб», или, как его еще называют, «бриллиант», из 9 легких и тяжелых истребителей – зрелище уникальное. Ни одна пилотажная группа в мире на строевых истребителях не пробовала объединить самолеты разного типа, веса и, соответственно, разного поведения в воздухе в единое целое. И уж тем более крутить таким составом групповой пилотаж.
Высший пилотаж от «звезд» Первого канала
Прибывающих на выставку пилотов из Кубинки сразу обступала толпа с просьбами дать автограф. Такой всенародной любви позавидовали бы даже «звезды» кино и ТВ.
Впрочем, многие «звезды» отнюдь не равнодушны к славе пилотов и скоро собираются ее разделить. На МАКСе проходил Кубок мира по спортивному пилотажу. По словам летчика-спортсмена и исполнительного продюсера нового проекта Первого канала «Звезды в небе» Маргариты Барк, любимые актеры и телеведущие Первого канала готовятся сесть в кабины спортивных самолетов. Обучать их будут те самые спортсмены, что соревновались на МАКСе. Согласие на участие в проекте дали: Екатерина Андреева, Тимур Кизяков, Яна Чурикова, Ирина Апексимова и другие. Вести шоу будет Леонид Якубович.
«Замечательно отчаянная Яна Чурикова без колебаний села в кабину», – говорит Маргарита, – сразу видно, у нее все получится. Петр Марченко после тренировки сказал мне, что мечтал об этом всю жизнь, и теперь, когда мечта сбылась, ему хочется плакать. Были и те, кто, как Екатерина Стриженова, отказался, испугавшись экстремальности».
По словам Маргариты Барк, «звезд» Первого канала обучат фигурам высшего пилотажа, чтобы устроить соревнования и снять программу.
Марина КРАПИВНАЯ, Курск–Жуковский
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 37 (675) от 11 сентября 2007 года
Тысяча квадратных метров компьютерной техники – в новом курском магазине «РЕТ»!
У «Медиа-Пилота» первый юбилей – рекламные «блюда» все горячей!
Чем полезны овощные соки: свекольный сок поможет при малокровии, капустный – при простудах