ТворчествоСлужба знакомствНовые лицаАфишаСправочникОбъявленияТарифы DDDMedia
№ 45 (1256) от 06.11.2018 Обновление: 12.11.2018, 21:24 Самый большой сертифицированный тираж (27 500 экз.) в Курской области


Курск. Михаил Галейченко: «Автоматизируйся или уйди»

Трагедия в Железногорске: 7-летнего мальчика убил сосед
ФОБОС: погода в Курске


Евгений НОВИКОВ отвечает на вопросы читателей


Виктория Глобина: «Моя опора – семья и друзья»

Архив ДДД на проекте «Яндекс.Новости»
Первое курское интернет-телевидение «46ТВ»
ГТРК
Телекомпания «ТАКТ»
Портал «Афиша 46»
ФК «Авангард» (Курск)
Rambler's Top100

Архивный номер № 36 (674) от 4 сентября 2007Новости


КАКИЕ ЛЮДИ!

Курянин был водителем лунохода

С именем генерал-майора Вячеслава Довганя связана забавная легенда. Она гласит, будто водитель перевернул первый луноход, пытаясь вывести на естественном спутнике Земли восьмерку – подарок жене на международный женский день 8 Марта. Что было на самом деле, «ДДД» выяснила в дни приезда курянина на родину.

Романтики вокруг работы научной машины на Луне и впрямь было в избытке. И дело не только в фантастичности проекта, исполнители которого автоматически становились супергероями. В семье Вячеслава Георгиевича как небывалое сокровище хранят телеграмму, отправленную им жене на следующий день после того, как научная лаборатория прилунилась. 18 ноября 1970 года супруга отмечала день рождения. «Дорогая Светлана, дарю свой первый след на Луне», – написал текст Довгань. С минуту подумал и вычеркнул последних два слова. Научный эксперимент был строго засекречен. Жена все же догадалась, чем хотел поделиться супруг, увидев новости по телевизору. История с «восьмеркой» – тоже правда. Телефотопанорама с ее видом стала уникальной поздравительной открыткой.

В памяти – курские обеды

Родился Вячеслав Довгань в 1937 году в Белгороде, в то время еще входившем в состав Курской области. Его отец – военный – был отправлен на службу в часть, расположенную в деревне Дурнево под Курском. Там жила его будущая супруга Александра Яковлевна. Войну 41-го года молодая семья встретила на границе с Литвой. Отца перебросили на Карельский фронт, а его беременную жену с маленьким сынишкой эвакуировали. В эшелоне на свет появилась малютка Рита. Обосновалась мама с двумя малышами в городе Пугачев Саратовской области. Как только смогла приступить к работе, устроилась в местный гарнизонный Дом офицеров. Но все время мечтала вернуться домой…

Стоило услышать по радио о героической победе под Прохоровкой, сразу объявила сослуживцам, что уезжает. В сентябре 1943-го она уже была в Курске – будущему водителю лунохода исполнилось 6 с небольшим. Родители Александры Яковлевны погибли до войны, а ее с братьями и сестрами взяли к себе дядя по матери и тетя по отцу из Дурнево. Вернувшись, она обосновалась в доме других родственников – на Мурыновке. «Помню, как мы жили. В доме были тетка, два ее сына, нас трое и 4 расквартированных летчика. Представьте, сколько ртов. Но у меня было ощущение, что военных хозяева старались накормить лучше и в первую очередь. Всегда ждали – прилетят-не прилетят, гадали – живы-погибли… Возвращение пилотов было настоящей радостью», – вспоминает Вячеслав Георгиевич.

В 1944 году Довгань пошел в школу. Сейчас ее уже нет – снесли. До сих пор вспоминает свою первую учительницу, расположение классов, небывало щедрый по тем временам обед. На большой перемене школьников кормили перловой кашей и хлебом, посыпанным сахаром. В 1946 году с фронта вернулся отец – строгий судья и настоящая опора. «Увидел меня с самокруткой, врезал так, что желание курить отпало на всю жизнь, – смеется курянин. – Хотя сам смолил». Подарком с передовой была губная гармошка. Мальчик играл на ней, пока не узнал, что она немецкая…

Год спустя отца перевели в Симферополь. Матери, почетному билетному кассиру курского вокзала, чей снимок висел на Доске почета, для переезда выделили спецвагон-теплушку. После переселения Рита и Слава из Крыма всегда на лето отправлялись к близким в Курск. И почти в 70 Вячеслава Георгиевича тянет сюда по-прежнему. Приезжает каждый год. В Курске живет 5 семей родственников. На этот раз всем привез последнюю публикацию журнала «Фора» о себе – «Водитель лунного трактора». Несмотря на давность лет, расспросы не утихают.

Думали, готовят в космонавты

В 1954 году Вячеслав Георгиевич поступил в Камышинское артиллерийское техническое училище. Никто не знал, что оно первое ракетное в стране. На место претендовали 28 человек. Несмотря на такой конкурс, прошел – из 35 возможных баллов набрал 33. Начинал службу в артиллерийском полку в Белоруссии, затем перепрофилированном в ракетный. После окончания Военной инженерной академии имени Дзержинского – новый перевод. Мог выбирать, где служить, просился ближе к родителям, в Крым. В 1967-м Довганя направляют в секретный Центр дальней космической связи под Симферополем, в поселок Школьное. Там случается неожиданный поворот. В апреле 1968-го к начальнику Центра Командно-измерительного комплекса прибыл главный конструктор лунохода Георгий Бабакин и предложил сформировать группу операторов для управления этой необычной машиной. А уже в мае из Москвы пришла директива: нужны офицеры, желающие посвятить себя исследованию космоса. «Не знаю, как кто, я был уверен – это очередной набор космонавтов», – говорит Вячеслав Георгиевич.

Из центра космической связи в Москву ехали 7 человек. Ясно стало, что у всех одно предназначение, только когда все встретились в институте медико-биологических проблем. Из 45 человек, прибывших из разных регионов, врачи отобрали 17. Когда «новобранцев» представили командованию, те даже не знали, кто перед ними... А это были Георгий Бабакин и его зам Олег Ивановский, в прошлом – заместитель Сергея Павловича Королева. Олег Генрихович-то и объяснил группе: стоит задача дистанционного управления транспортным средством на Луне. «Это что же, на Луну посылают?» – пробежало в рядах офицеров. Слово «дистанционное» многие пропустили... «Вернитесь на Землю, – пошутил кто-то. – Будете управлять передвижной научной лабораторией». После этого объявления трое офицеров от эксперимента отказались.

Здоровье остальных тщательно исследовали. Проверяли возбудимость, выносливость, ориентацию в пространстве, зрение, долговременную и оперативную память. «Передо мной ставили, допустим, имитационный блок с десятками лампочек и соответствующими каждой из них кнопками. Когда какая-то лампочка загоралась, я должен был ее погасить», – продолжает Довгань. До этого проверяли водителей разных видов транспорта. Возможно, бдительность на дороге позволит управлять луноходом. Танкисты, авиаторы, шоферы, велосипедисты, из колхозов даже брали трактористов... Но все видели лишь реальную обстановку. А помимо этого надо было не выпускать из памяти, что было часы назад и прогнозировать дальнейшее.

«Кусочек Луны» на Земле

Какие должности нужно будет учредить, никто не знал. Все было в новинку. Для начала офицеров разделили на 3 группы. Спросили, кто хочет управлять лабораторией. Руки подняли семеро. У конструктора Бабакина был уже готов список претендентов на эту роль: в нем оказались те же 7 человек. Группу отправили под Ленинград, во ВНИИ «Трансмаш», где разработали шасси лунохода. Пятеро в Химках изучали устройство машины. Двоих повезли в Институт космических исследований, им предстояло стать штурманами.

«Нашу группу учили управлять джойстиком, изучали шасси. Это длилось месяц. Еще месяц – совместное обучение в Химках. А уже в сентябре в Центре дальней космической связи создали пункт управления луноходом и лунодром – большое поле, с которого сняли растительный слой», – говорит Довгань. Сверху лунодром засыпали песком и ракушечником, построили горки, возвышенности, кратеры разного диаметра, разбросали камни. И все это выкрасили в темно-серый цвет. Ландшафт создавали под управлением академика Виноградова.

В Центр был доставлен технологический образец лунохода. Работали в датчиках. Доктора потом определили, что через 2 часа офицеры выбиваются из сил. Всех разбили на 2 экипажа по пятеркам. К тому времени осталось уже 11 человек. 11-й был в резерве. Самая большая сложность была в том, что сигнал шел с большими задержками. До Луны – 400 тысяч километров. Радиосигнал туда и оттуда идет 1,3 секунды. То есть обратно он должен был приходить через 2,6 сек. Но все усложняла аппаратурная задержка.

Видеоконтрольное устройство передавало на Землю слайды, сменявшиеся через 7–20 секунд. На 1-й скорости «Луноход-1» проходил 33 сантиметра в секунду. То есть к моменту следующей картинки машина перемещалась на несколько метров. В первом сеансе связи члены экипажей лишь приноравливались к такой обстановке. Порадовало, что Луна оказалась точь-в-точь как привычный лунодром. Офицеры старались. И если за неполный первый лунный день, с 17 по 22 ноября земного календаря, машина прошла всего 197 метров, то за второй – уже полтора километра.

Работали в строгой секретности. По телевизору о сенсации сообщали сдержанно. Было запрещено говорить, что управляют уникальной машиной военные. За пультом члены экипажа сидели в спортивных костюмах. Называли их только по именам. На олимпийках у всех был приколот значок «СССР». «Это я, поддавшись ощущению, что происходит что-то грандиозное для страны, купил значки на всех в киоске в Симферополе», – признается Вячеслав Георгиевич.

Со временем, поднаторев, офицеры, по выражению Довганя, стали «хулиганить». Набрались опыта, стали ездить смелее, делать развороты на ходу... 7 марта 1971 года стали думать, что подарить женщинам-коллегам. О них никогда не писали, они оставались в тени... Решили вывести восьмерку на Луне. Рассчитали размеры и втайне приступили к «операции». Никто, кроме членов экипажа, не понимал, что происходит. Когда руководство увидело подарочную телефотопанораму, офицерам досталось. Правда, не сильно. Все просили сделать такие же для своих жен.

Оксана САНИЦКАЯ

Свой первый след на Луне Вячеслав Довгань подарил жене
Свой первый след на Луне Вячеслав Довгань подарил жене


Вверх  —  Отзывы читателей (1)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Азат Ярмухаметов12 ноября 2010, 18:42:41
e-mail: azaty1@gmail.com, город: Казань, Татарстан, Россия

Насчёт "лунодрома". Это было поле примерно 1 гектар. На углу поля стояла посадочная платформа. Солдат заставляли ежедневно обходить лунодром и вынимать окурки из "кратеров". Платформа была клёпана из дуралевого профиля. Меня поразило то, что НА КАЖДОЙ заклёпке было выбито личное клеймо клепальщика.
Поле было рядом с "Лабороторным корпусом", на втором этаже которого располагался зал с "луноходчиками". Вход на 2 этаж был по спецпропуску. Однако, как всегда у нас, были исключения. Дело в том, что мужской туалет располагался на первом этаже, а на втором, над ним — женский. Женщины — тоже живые люди.
На первом этаже был машинный зал ЭВМ М-220. Я там ставил свою аппаратуру УСЛ-2, по программе "Алмаз" — военная орбитальная станция. Поскольку летом в центре Крыма жутко жарко, мы старались работать по ночам, как раз когда всходила Луна. Курить выходили на воздух. И мы и луноходчики. Часто одновременно.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.





Горячие новости

Добро пожаловаться

Справочная


Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная категория сайта
Национальная тиражная служба Тираж еженедельника «Друг для друга» — 27 500 экземпляров — проверен и сертифицирован «Национальной тиражной службой» (г. Москва)
Посетителей сегодня: 23 759
Посетителей вчера: 27 826
Всего c 10.03.2003: 53 611 063
© ООО «Друг для друга - Медиа» (г. Курск), 2003–2018 При перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна! Политика конфиденциальности Разработка сайта: КурскИНФО