В Курске гостил секретный двойник Сталина
«Знаете, кто это?» – вынув из кармана пару фотографий, обращается к собеседникам Феликс Гаджиевич. Сомнений ни у кого не возникает – Сталин. «Это я!» – обрывает гость из Москвы, оставляя всех в недоумении.
О делах своего прошлого Народный артист России Феликс Дадаев рассказывает неохотно. Встреча с Иосифом Виссарионовичем, личное «утверждение» им двойника на роль, годы работы, Колыма Впрочем, последнее – совсем закрытая тема. Случайно Феликс Гаджиевич оговаривается, что провел там 7 лет. Его друзья часто говорят: «Как ты жив остался?!» Об особой миссии Феликса Гаджиевича в те времена знала лишь жена. Дети были осведомлены только в 1996 году, когда сняли гриф секретности. Долго не верили. А потом из особых ведомств «посыпались» фото – некогда запрещенные, их стали возвращать двойнику. В Курск Дадаев приехал в составе делегации из Москвы на конкурс патриотической песни «Наследники победы», проходивший 22–23 августа.
Проверка на Молотове и Калинине
Не любит распространяться о своей миссии двойника Сталина Феликс Гаджиевич не только из-за секретности, которая была в прошлом. Он издает книгу, куда войдут все его воспоминания – «Страна эстрада». Первый тираж – 1000 экземпляров. Выйти она должна уже в сентябре. Но все же для нас Дадаев сделал исключение, немного приоткрыв завесу своей самой большой тайны.
Его заметили сразу после войны на спектакле «Горцы». Говорит, слухи о его схожести с генеральным секретарем ходили давно. Но такого предложения никак не ожидал... «Меня привезли в Кунцево, я подготовился ответить Сталину на грузинском. Сейчас сочиняют, что у меня было много продолжительных встреч с Иосифом Виссарионовичем. На самом деле, я его и пяти минут не видел», – рассказывает «ДДД» Феликс Гаджиевич.
Во время знакомства Сталину было уже 65, а Дадаеву не было и 25. Но в ответ на наш скептицизм пожилой мужчина улыбается. Говорит, было одинаково все – горбинка на носу, брови, телосложение, рост... У Феликса Гаджиевича – метр 70. Рост Сталина, по его словам, был 172 сантиметра. Разницу выравнивали небольшие каблуки. Лицу придавали рябость. «Накладывали мазилку и обыкновенной женской щеткой придавливали – получались впадинки. Сверху пудрили», – говорит Дадаев.
В отличие от Иосифа Виссарионовича, артист не курил. Зубы, усы и верхнюю губу желтили. Волосы красили в рыжий и клеили седые пряди. У молодого человека были маленькие уши – накладывали особый материал, делая мочку больше. Перед Сталиным двойник предстал в сероватом плаще, куртке без орденов, сапогах, на голове фуражка. «Посмотрел на меня минуты две, улыбнулся, посмотрел на режиссеров. Кивнул. Я понял, что утвержден», – вспоминает Дадаев. – И лишь ответил по-грузински «спасибо большое». Замечание было только одно: по поводу нависших штанин над сапогами.
Дадаев учился ходить, как Сталин, разговаривать, как он. Все это длилось пару месяцев. Потом устроили настоящую проверку. Он должен был выйти навстречу Молотову и Калинину. «Свита» шла позади, он, как и всегда, Сталин – впереди. По манере Иосифа Виссарионовича немного притянул согнутую руку. Молотов и Калинин поздоровались с Феликсом Гаджиевичем, как ни в чем не бывало.
Экзамены для двойника
Одежду на него сначала хотели шить. Но потом все-таки решили подобрать из старого гардероба Сталина. Шили лишь сапоги. Просмотрев много хроники, знаток манер и повадок вождя уверяет, что в кабинете тот шел медленно, по его выражению, «как лиса». Никогда не отвечал сразу. «Принял звук, не поворачиваясь, осознал и медленно повернулся, – Феликс Гаджиевич демонстрирует все сам, произнося слова голосом Сталина. – И только потом ответил».
На людях Иосиф Виссарионович ходил достаточно быстро. Двойник утверждает, что тембр его голоса менялся в зависимости от того, где приходилось выступать. Если в помещении – высокие тона. «Так говорил товарищ Ленин», – снова демонстрирует чудеса актерства нам современный «Сталин». Вблизи Иосиф Виссарионович говорил низко, медленно, с носовыми звуками. «Па-ла-гаю», – тянет артист.
Мастерство Феликса Гаджиевича подвергалось экзаменам. С ним работали редакторы, то и дело дававшие указания. «Помню, был случай совершенно сумасшедший, – улыбается Дадаев. – Прослушав записи, моя редактор говорит: «Здесь вам нужно сделать акцент, как Иосиф Виссарионович». А я ей: «Успокойтесь, это не Иосиф Виссарионович, это я!»
Детали работы засекреченный двойник до сих пор не обсуждает. Говорит, снимали хронику. Приходилось нередко играть роль Сталина на Красной площади в Москве, за трибуной... Что было при жизни Иосифа Виссарионовича, вообще не распространяется. Лишь заявляет, что основной поток работы начался, когда тот умер.
Был жесткий закон – не указывать в титрах, кто на пленке. Снимали и художественные фильмы. Было даже 4 голливудских работы. Одна из последних отечественных съемок – советская картина «Город Зеро» Александра Бородянского и Карена Шахназарова. «В кабинете Сергея Бондарчука, который оформлен как небольшой музей, висит портрет во всю стену – Сталин стоит у карты с трубкой и карандашом в руке. Никто по сей день не знает, что это я», – демонически улыбается Феликс Гаджиевич.
Дадаев вынимает одно фото за другим. Показывает готовую обложку своей будущей книги из издательства. «Вы – первый человек, кто это видит», – произносит он, пускаясь в объяснения, как смог придумать такой дизайн. Неожиданно достает снимок, на котором профиль Сталина за колючей проволокой. Подпись на английском – Колыма. «Американские газеты писали, фото мне дали только для книги. Этого снимка вообще никто не видел. Меня считали расстрелянным. А я стою перед вами. Но это другая зона, запретная. Если бы вы знали, что такое 50 лет молчать!»
Справка «Друг для друга»
Дадаев Феликс Гаджиевич родился в 1923 году в Дагестане, в высокогорном ауле Кази-Кумух. Настоящее имя – Газават. Дед Дадаева – знаменитый молла Гази Дадаев – был писарем у Шамиля.
В Махачкале, куда переехала семья, Газават поступил в детский ансамбль имени Сулеймана Стальского. Позднее он получил название «Лезгинка». В 1939 году на Северокавказской Олимпиаде искусств мальчика заметили в Государственном ансамбле песни и танца Украинской ССР. Перед первой поездкой коллектива в Лондон его руководители готовили танцевальную сюиту народов СССР и для кавказских танцев искали того, кто умеет танцевать на пальцах. Так Дадаев стал артистом знаменитого коллектива. Война застала его в Днепропетровске. На базе ансамбля создали фронтовую бригаду, куда вошли легендарные впоследствии артисты: Юрий Тимошенко и Ефим Березин (на фронте сценические имена – Галкин и Мочалкин, позже – Тарапунька и Штепсель), Ян Френкель (в бригаде был барабанщиком, но виртуозно играл и на скрипке, переворачивая ее вверх дном), Марк Фрадкин (концертмейстер и пианист).
Новое имя Газават получил на войне, взяв его в память о друге, умершем у него на руках. Всю войну Дадаев прошел с концертами, всегда на передовой. В рядах самой популярной концертной бригады 2-го Белорусского фронта добрался до Берлина в составе 132-го отдельного батальона войск НКВД. На войне написал свое первое сочинение как литератор – «Слезы матерей».
После войны на базе концертной бригады создали ансамбль, где Феликс Дадаев выступал во многих ипостасях: танцор, артист разговорного жанра, конферансье, манипулятор. Он обладал уникальной способностью за несколько секунд обеими руками нарисовать любую карикатуру, из любого положения бросал кинжалы точно в цель, показывал фокусы, сочинял и пел. Занимался политической сатирой, писал фельетоны. Ездил по стране с сольными концертами: «Говорит автор», «Юмор – эликсир долголетия» и другими. С 1986 – Народный артист Дагестана, с 1993 года – Народный артист России.
Награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Вьетнама, Венгрии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Кубы, Китая и многих других стран, медалями. Имеет множество грамот, наград и знаков от Министерства культуры и Министерства обороны. Живет в Москве.
Использованы материалы сайта www.peoplepress.ru
Оксана САНИЦКАЯ