Экспонатам музея нужна помощь
После реставрации в экспозицию областного краеведческого музея вернулись два шлема 16–18 веков. Как говорят специалисты, они были сделаны иранскими мастерами.
Воинские головные уборы отреставрировали в мастерских музея Московского Кремля. Былую красоту им вернул известный российский художник-реставратор Михаил Кружалин. Только после всех процедур стало ясно, что в изготовлении и декорировании шлемов использованы сталь, ковка, клепка, гравировка, выполнена наводка золотом и серебром.
Эти экспонаты, по словам специалистов, из коллекции дореволюционного Курского музея. Скорее всего, они были переданы из оружейной комнаты какого-нибудь помещика. «После реставрации стала хорошо различима арабская вязь в клеймах, – говорит главный хранитель музея Елена Алферова. – Виден текст на арабском языке. Кстати, это послание еще предстоит расшифровать – за работу взялись специалисты Эрмитажа».
В июне должны привезти меч с чеканными ликами и арабской вязью и кольчугу 15–17 веков. Привести в порядок эти 4 предмета стоило 150 тысяч рублей. «Можно сказать, нам повезло, – комментирует Елена Алферова. – Экспонаты были включены в программу «Культура России».
– Мы специально принесли такой же шлем, который пока не попал в руки мастеров, – говорит старший научный сотрудник музея Ирина Гребенникова. – Видите, какой черный, неприглядный предмет... Под слоем грязи не видно орнамента, не понять всей красоты. Обычные моющие средства здесь не помогут. Раньше шлемы покрывали маслом, чтобы избежать коррозии. Со временем покрытие превратилось в пленку, которую можно убрать только специальными химическими составами.
«Практически все предметы в наших хранилищах требуют срочной реставрации», – с грустью констатирует главный хранитель. Чтобы не быть голословными, сотрудники музея достали из запасников несколько уникальных экспонатов, которым срочно нужна помощь. «То, что выставлено у нас в залах – лишь 10% фонда, – говорит Елена Леонидовна. – Многие вещи никогда не выставлялись. В этом году планируем открыть одно хранилище для посетителей».
Старинная уникальная икона «Живоносный источник» уже 25 лет заклеена специальной бумагой, предотвращающей разрушение краски. Больше повезло лику Николая Чудотворца. Его вернул к жизни курский реставратор Михаил Денисов. «Работы по реставрации – очень дороги, – поясняет Алферова. – Чтобы привести в порядок экспонаты, нужны огромные деньги, которыми мы не располагаем. Поэтому обращаемся к курским предпринимателям с просьбой помочь спасти уникальные вещи».
В музее ведется учетная книга, куда заносят все экспонаты. Указывают, когда и какие работы произведены с той или иной вещью. Отдельная графа – кто выделил деньги. «Может, это привлечет обеспеченных людей, – надеются сотрудники музея. – Ведь имя благотворителя останется в этой книге, которую мы обязаны хранить».
Своей очереди на реставрацию ждут головные уборы, которые носили наши предки. Со временем ткань выцвела, золотая нить начала разрушаться. В Курске мастеров, способных восстановить прежнюю красоту капоров, нет.
Варвара БОЕВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 21 (659) от 22 мая 2007 года
Новый телевизионный проект канала КРТ – реалити-шоу «Революция красоты»
Ипотека от КИТ Финанс: покупка квартиры в Курске стала реальностью
Туризм: автобусное «вдохновение», или «венский вальс на колесах»