Медведи носили дрессировщиков «на руках»
В семью Эльворти медвежата попадают в 3–4 месяца еще слепыми. Малыши спят на хозяйской кровати, заботливо укрытые теплым одеялом, едят из бутылочки А когда вырастают, носят дрессировщиков «на руках».
В клетке приехавшего в Курск цирка «Гранд» старый мишка Джин отдыхает – приболел. До этого он с легкостью выполнял желания хозяев Именно его номеру рукоплескали в нашем шапито 2 года назад: аккуратно обняв дрессировщиков, он поднимал их и носил по манежу в лапах. Хотя Джин сейчас быстро устает и все больше спит, «тренеры» верят: он вернется к работе. Но и смена подрастает толковая: молодой косолапый Лорд уже научился трюку – не причиняет никакой боли «ношам» – курице и нарядно одетому пудельку. С таким зрелищем перед курянами уже 2-ю неделю выступают приезжие циркачи. Но доверить Лорду самое дорогое – жену или себя, Юрий пока не осмеливается.
Птица, почти вся закрытая огромными лапами зверя, смирно выглядывает из-за устрашающих когтей. Пробежав круг по арене, Лорд, продолжая движение, начинает кувыркаться. «Куриные мозги и есть куриные мозги, – улыбается дрессировщик Юрий Эльворти. – Несушка совершенно не боится медведя. Он ее пару раз ронял с высоты, но она снова без опаски попадает в его лапы».
Артисты цирка знают секрет: инстинкт хищника можно притупить, поместив животных рядом. Если медведь с детства живет в вольере, стоящем неподалеку от птичьей клетки, пернатых он начнет воспринимать, скорее, как друзей, чем как добычу. Юрий Вильемович из династии «укротителей» медведей. Его мама ставила трюк, в котором они ходили по канату. Бабушка подчиняла белых мишек Эльворти-младший подумывал создать что-то свое. Возникла идея сделать из косолапых ассистентов – «принеси-подай», как он сейчас любит говорить.
Дрессура была обычной: взяв медведей за переднюю лапу, как детей, их учили ходить на двух «ногах». Обязательно «премировали» сладеньким. За ложку меда или кусочек сахара подрастающие артисты стали выполнять и другую команду – ходить на передних лапах. Сейчас «грузоподъемники» отрабатывают программу, зная, что лакомство за кулисами гарантировано. «Мед дорогой, потому покупаем сгущенку – несколько банок в день», – произносит Юрий, держа ложку, которую с наслаждением облизывает Лорд. Несколько ведер свежего мяса и рыбы ежедневно уходит на кормление птиц. Те налетают, едва «блюдо» ставят в клетку. Первые у ведра – куры, жадно поглощающие куски мяса. Подтягиваются фазаны, павлин и аисты – артисты необычного номера «Царские забавы». Пару аистов супруги Инна и Юрий забрали из белорусского зоопарка. На арене вольные «птицы счастья» смотрятся весьма неестественно. И больших успехов дрессуры не выказывают. Выпархивают из гнезда, ходят по сцене, иногда перелетают с места на место – вот и вся роль, отведенная им. Но Эльворти авторитетно заявляет: «Для нашего зрителя – это экзотика».
Необычная «трансформация» номера наездников – «Джигиты-индейцы» – гласит афиша. В центре манежа – вигвам и муляж костра, вокруг которого циркачи с перьями на голове и копьями в руках начинают ритуальные танцы Через некоторое время индейцы уже продолжают номер верхом. «Эта постановка в память о нашем руководителе, – с грустью говорят конники. – Он несколько лет вынашивал эту идею, можно сказать, дело его жизни».
Но приехав в Курск за несколько недель до выступления, труппа артистов лишилась наставника. Рафаэль Языджян неожиданно почувствовал себя плохо, его увезли на «скорой», а через некоторое время он умер. О руководителе вспоминают с большой нежностью – многие занимались под его руководством с малых лет. «Лошадей, выступающих у нас, Рафаэль сам ездил отлавливать в горный Алтай. – Это редкая порода – «чубарые». Он приручал совсем маленьких жеребят», – вспоминают наездники.
Нелли ЕФИМОВА