Курянин построил первый русский корабль
Туристы удивленно оглядывались на Валентина Черданцева. Они приехали в Крым к «Ласточкиному гнезду» послушать рассказ экскурсовода и полюбоваться на открывающиеся красоты. Курянин же ходил вокруг замка, измеряя камни. Несколько месяцев спустя на свет появилась точная копия «Ласточкиного гнезда». В масштабе 1:50.
Модель парусника долговечнее прототипа
Первый раз Черданцев взял в руки инструменты в 8 лет. Распилив целое полено на дощечки, мальчик соорудил скворечник. В школе увлекся авиамоделированием. Но миниатюрные самолетики летали только по комнате. Чтобы соорудить модель для испытаний в полевых условиях, нужны были материалы. А с ними в послевоенное время было туго.
О детском увлечении Валентин Сидорович вспомнил в армии. «Офицеру попроще было со свободным временем, чем солдатам, – улыбается он. – «Рабочий день» всего-то часов 12–13 длился». Но каким-то чудом удавалось выкраивать драгоценные минуты. Тогда Черданцев с головой погружался в свои книги и чертил, строгал, клеил
«Вот это точная копия первого российского военного корабля «Орел», – мастер листает фотографии. Макет оказался долговечнее прототипа. Настоящий парусник через 2 года после постройки сжег Степан Разин. Его копия, которую Черданцевы подарили друзьям, уже отметила 30-летие.
Самая большая модель стоит у пожилой четы дома. Копия французского парусника более 80 сантиметров в длину. Все детали проработаны до мелочей. Пушки вытачивали на заказ – остальное курский умелец сумел изготовить своими руками. Даже миниатюрный металлический якорь выпилил. На палубе – лестницы и двери, ведущие в каюты. Снасти – как настоящие. Не хватает только маленькой команды и капитана в пиратском обличье.
«Как-то в новостях видел Мальцева, у него в кабинете стояла модель корабля, – говорит Черданцев. – Наверняка, подарок чей-то, и бешеных денег стоил. А с точки зрения профессионала – топорная работа. Обратился бы ко мне – я бы стоящую вещь подарил!»
Стройматериал от автоаварий
Постепенно страсть к судомоделированию утихла. «Интересно делать именно парусники, – поясняет курянин. – А они все похожи друг на друга. Хотелось чего-то нового». Он отправился в Москву на Красную площадь, чтобы вблизи рассмотреть храм Василия Блаженного. Работа растянулась на несколько лет, а недоделанный храм несколько раз пересекал границу. Черданцев собирал его и в СССР, и в Венгрии, куда его переводили служить. Закончил уже в России. Только один купол, а в храме их восемь, состоит из 300 деталей. Макет стоит на телевизоре. И когда на экране показывают реальный храм, супруги невольно сравнивают его с домашним. «А ведь похож! – с гордостью заявляют они. – Один в один».
Узнав об увлечении курянина, к нему обратился с заказом настоятель цервки. Нижне-Троицкий храм перефотографировали со всевозможных ракурсов, и Валентин Сидорович засел за дело. «Это тонкая работа, – поясняет мастер. – Изготовление одного макета может растянуться на год». Средний срок – 9–10 месяцев, при этом пенсионер трудится до 12 часов в день, делая короткие перерывы лишь на обед.
Вначале делается чертеж – в полную «макетную» величину. Потом каждая деталь выпиливается из дерева. Черданцев говорит, что предпочитает сосну и осину. Но выбирать приходится не всегда. Иногда материал пенсионер находит прямо на свалках: «Недавно пошел выбрасывать мусор, смотрю, а рядом с баком валяется отличный шпон. Почему не взять?» На стекло (а в макетах храмов обязательны цветные витражи) тоже не приходится тратить много денег. В работу идут, в основном, обрезки, остающиеся после раскройки больших листов. Да и друзья несут материал. Наибольшей популярностью пользуются осколки битых фар, что остаются на асфальте после аварий. Поэтому стекла в готовых макетах чаще красного цвета.
Модели церквей излучают энергию
Детали склеиваютсЯ обычным ПВА. «Жаль, когда почти готовый макет приходится разбирать, – вздыхает мастер. – Но если вижу, что результат в чем-то уступает оригиналу, начинаю работу заново». Последний этап – окраска. Любимые краски – акриловые. Важны не художественные навыки, а твердая рука и четкая картина в голове – что должно в итоге получиться.
В «Ласточкино гнездо», о котором мы рассказывали выше, мастер даже провел электричество. Для освещения использовал самые маленькие лампочки от елочных гирлянд. Внутренняя отделка – такая же, как в реальном замке. Осталось лишь одно отличие. Из крымского «Ласточкиного гнезда» сделали дорогой ресторан – экскурсии теперь туда не пускают. В «Гнездо» же Черданцева может заглянуть любой желающий.
В его квартиру друзья и знакомые приходят, как на экскурсию. Говорят, что модели уникальны. От храмов исходит особая энергетика, которую можно почувствовать, если немного подержать руку над куполом. Ладони начинают покалывать невидимые иголочки. Ощущение, скорее, приятное. «Храмы ведь строились в форме креста, – поясняет мастер. – Посмотрите на любую модель сверху – и увидите. Думаю, именно в этом секрет их еще не исследованных возможностей».
Ирина Третьякова