Текучий «выхлоп»
«Когда я прогреваю двигатель своей «семерки», из выхлопной трубы бежит какая-то жидкость. Что это – неисправность или так должно быть?» Сергей Т., Курск
Заметим, что из выхлопной трубы может вытекать три типа жидкости: вода – продукт конденсации; жидкость из системы охлаждения; масло, иногда перемешанное с топливом.
Конденсат
Вытекающая из выхлопной трубы вода – обычное явление для режима прогрева холодного двигателя. Ничего страшного в этом нет. Появляется она в выпускной системе в результате конденсации на ее холодных стенках водяного пара – одной из составляющих отработавших газов. Непосредственно в камеру сгорания вода попадает в составе впускного (всасываемого) воздуха, который, как известно, имеет определенную влажность.
Внимательные водители, наверное, замечали, что при более сырой погоде воды из выхлопной трубы течет больше. В жару насыщенность отработавших газов парами влаги очень маленькая, а ее наличие подтверждает только дым белого оттенка. Вода в выхлопной системе в этом случае практически не конденсируется, поэтому и не вытекает из трубы.
По мере разогрева исправного двигателя отработавшие газы белый оттенок меняют на слегка заметный голубовато-серый, в то же время из трубы перестает течь вода. Эти изменения происходят потому, что в цилиндры вместо холодного воздуха начинает поступать теплый – разогретый во впускных трубопроводах и подкапотном пространстве. Его плотность значительно меньше холодного, соответственно и влажность ниже. Кроме того, при сгорании «теплой» топливовоздушной смеси в разогретом двигателе содержащаяся в воздухе влага успевает полностью испариться, поэтому и не придает отработавшим газам белый оттенок и не конденсируется на уже раскалившихся стенках выпускной системы.
Вода – признак неисправности
Если из выхлопной трубы идет белый дым и течет вода и при прогретом двигателе, значит, существует какая-то неисправность. Вероятнее всего, в камеру сгорания просачивается охлаждающая жидкость, в составе которой есть вода. Попадает она туда обычно через «пробитую» прокладку головки блока, реже через образовавшуюся трещину в головке блока или гильзе цилиндра. При сгорании топливо-воздушной смеси охлаждающая жидкость не успевает полностью испариться, соответственно в выпускную систему она выбрасывается в виде густого белого дыма и воды.
Большое количество воды и пара в системе выхлопа – всегда тревожный признак. В цилиндрах вода через поршневые кольца проникает в картер двигателя и смешивается с маслом, в результате чего в системе смазки начинает «работать» водомасляная эмульсия, которая не способна выполнять смазывающую функцию, что приводит к интенсивному износу рабочих поверхностей деталей. Когда воды в систему смазки попадает мало, заметить это при замене масла по его внешнему виду можно не всегда. Признаком наличия воды в масле, точнее, образования водомасляной эмульсии, может быть желто-коричневая пена, осевшая на щупе уровня масла, крышке головки блока или пробке маслозаливной горловины.
При больших утечках жидкости из системы охлаждения и скоплении ее в цилиндрах может произойти гидроудар.
Кроме водоэмульсионной пены, существует еще целый ряд признаков утечки воды из системы охлаждения в цилиндры:
интенсивно снижающийся уровень жидкости и масляная пленка на ней;
запах отработавших газов при открывании горловины радиатора или расширительного бачка;
выступающие из жидкости пузыри газа при работающем двигателе;
выбрасывание жидкости через заливную горловину при увеличении оборотов;
резкое увеличение уровня охлаждающей жидкости после запуска двигателя.
Газы, которые попадают из камеры сгорания в рубашку охлаждения, создают в ней воздушные пробки – источник перегрева двигателя.
Кроме воды, из выхлопной трубы может течь масло, перемешанное с топливом. Происходит это при поломке маслосъемных поршневых колец или маслосъемных колпачков клапанов в одном из цилиндров. Свеча зажигания при этом забрызгивается маслом, становится нерабочей, а подаваемое топливо вместе с маслом выбрасывается в выпускной тракт. Выявить, что именно течет из трубы, – вода или масло – можно с помощью бумаги, которой закрывают отверстие при работающем прогретом двигателе. Если после высыхания бумаги на ней нет жирных пятен, значит, из трубы течет вода.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 41 (627) от 10 октября 2006 года
Самая известная в России «девочка-студентка» приедет в Курск