Кто в Курске зажигает звезды
Их профессия – сплошная романтика. Они зажигают звезды. Небесные светила загораются строго по расписанию: в два часа дня в будни и в 12 по выходным. Гаснут через 45 минут. Именно столько в среднем длится лекция в курском планетарии.
Единственный в Черноземье
Планетарий в курском Доме офицеров – единственный в Черноземье. Всего в России их 27. В Курск привозят школьников из Липецка и Орла. Пока мы ждали директора, приехал автобус с 11-классниками из Белгорода – «небесный театр» всегда имеет своего зрителя.
Черный шар, немного похожий на подводную мину – сердце заведения. Аппарат так и называется «планетарий». Полное имя ощетинившегося проекторами прибора «малый планетарий Цейс». «Малый» потому что, кроме него, существуют еще средний и большой. А «Цейс» от имени завода-изготовителя «Цейсверка» в Йене. Доставлен проектор в 1971 году прямо из Германии. В России оборудование для планетариев не делают до сих пор.
На темный купол проецируются тысячи светящихся точек – звезд, которые в природе видны невооруженным глазом. Различная яркость светлых пятнышек точно соответствует отношению яркости подлинных небесных светил. Искусственное небо создается 30 отдельными проекторами. Сверяясь со сложными таблицами и графиками, сотрудники планетария выставляют солнце и планеты относительно звезд так, как они расположены в этот день в реальности.
Перед лектором пульт с полусотней тумблеров и кнопок. Под каждой аккуратная подпись «восход солнца», «парад планет», «падающие звезды», «северное сияние»... Только лекции проходят в полной темноте, и даже самое хорошее зрение не поможет прочесть эти подписи. Поэтому руки работают по памяти, как у пианиста, играющего пьесу в сотый раз.
«Облака» выдували стекольщики
Большая часть приборов куплена еще в 70-е годы. Некоторые – ровесники самого планетария. То есть в этом году отметили полвека. Купить новые не позволяют финансы – потому приходится постоянно ремонтировать то, что уже есть. Директору планетария как-то пришлось взять в руки кисточку и краски, чтобы нарисовать облака. На купол их проецировали две стеклянные колбы с соответствующим рисунком. Они разбились, а новое оборудование взять было негде. Помог курский завод «Медстекло», где выдули новые шары. Рабочие могли даже и не подозревать, что изготавливают ни много ни мало, а сам небесный свод. Просто передали колбы нужного размера планетарию. Дело оставалось за рисунком. Облака на шариках напоминают мультяшные. Зато при проекции на купол выглядят как самые настоящие.
К сожалению, не все поломки удается так легко устранить. Детали от времени стираются, лампы перегорают, слайды тускнеют и рассыпаются. Но все это мелочи по сравнению с основной проблемой – отсутствием собственного здания.
Между небом и церковью
В открытые окна холла льется перезвон колоколов – в Знаменском соборе закончилась служба. Два института, рассказывающие об устройстве Вселенной, мирно соседствуют. Но так было не всегда, нарочно или нет, но их буквально сталкивали лбами. В мае 1956 года в областном краеведческом музее состоялась первая лекция, посвященная небесным светилам. Когда-то в «зале Барятинского» располагалась домашняя церковь архиерея. Звезды проецировали прямо на купол ее алтарной части.
В 1989 году для «небесного театра» нашли новую «сцену» – ею стала Нижне-Троицкая церковь. Через две недели все двери были обклеены листовками «Жиды и атеисты, вон из Божьего храма!» На первом этаже проходила служба, на втором шли лекции. Обязательно по плану – научный атеизм. Священники не здоровались с сотрудниками планетария, а особенно ярые прихожане выбрасывали мебель из лекционного зала, за руки выволакивали хрупких девушек-лекторов на улицу.
Планетарий должен был стать кружком при областном Доме пионеров. О лекциях и собственном помещении можно было забыть. Проблему решил директор планетария – после обивания многочисленных порогов новую «квартиру» все же нашли. Зал в Доме офицеров делали своими руками. Для планетария нужно совершенно особое помещение – просторное, с высоким потолком, где можно уместить полусферический купол. В новый «дом» такой не вписывался. Пришлось идти на хитрость – на самом деле небесный свод сейчас не круглый, а овальный. Изготовлен из фанеры и дерева – директору планетария Валерию Власенко пришлось освоить специальность инженера. Именно он рисовал чертежи, по которым неразбираемую конструкцию в Троицком храме демонтировали на сегменты, а затем с многочисленными изменениями установили на новом месте.
Когда мы встретились, Валерий Григорьевич назывался уже не директором, а заведующим планетарием. Единственный в Черноземье «небесный театр» вновь стал лишь филиалом краеведческого музея. А Власенко ждал, когда будет подписано его заявление об уходе. В конфликте с областным комитетом культуры он отступил первым.
Ирина Третьякова
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
stasiundra
4 октября 2006, 23:29e-mail: stasiundra@mail.ru, город: МскСпасибо, красивая статья!
Вообще, какая интересная профессия — зажигать звезды...
Слава богу, еще оказывается не все работают юристами, экономистами или продавцами!
Почаще пишите о таких замечательных людях. И (вдруг?) найдутся те, кто готов им помочь! Верю, что в скором времени все-же удастся решить проблему планетария.
Еще раз спасибо Ирине Третьяковой за этот рассказ, цепануло какие-то забытые струнки души. Вспомнился этот таинственный полумрак, мерцание звезд; завороженные, мы детьми сидели и видели чудо...
С ув., ваш (не)постоянный (по)читатель Stasiundra.
Post Scripturam Terminatam. Пользуясь случаем, спешу поздравить автора с прошедшим др. Желаю щастья )))