городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 600 экземпляров)

10 августа 2006, 13:24 ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ

Курск с высоты птичьего полета

«Небо всегда влекло людей», – эта набившая оскомину фраза звучит совсем иначе, когда сам пытаешься оторваться от земли на аппарате тяжелее воздуха. Идея «почувствовать себя птицей» родилась на авиапразднике, проходившем неделю назад на аэродроме Рышково.

Здесь открывалась молодежная спартакиада по авиационным видам спорта, собралось множество людей, увлеченных небом. Самые разные летательные аппараты так и манили посидеть в них. Привычный Ан-2, с которого мы уже прыгали с парашютом, вертолет Ми-2, несколько маленьких, похожих на стрекоз и жуков самолетиков: Аи-10 «Икар», К-32, Як-52. Несколько дельталетов, напоминающих воздушные мотоциклы. Самолеты и сверхлегкие аппараты сменяли друг друга в воздухе.

После парного пилотажа на Як-52, с неба посыпались парашютисты курского аэроклуба: отважные парни и девчонки раскрывали яркие разноцветные купола. Прыгнуть может любой желающий, достигший 14 лет. Для спортсменов это бесплатно, для новичков – 350 рублей.

– Почему так дешево? – удивленно спрашиваем у начальника курского аэроклуба Валерия Стоянова. – В других крупных городах это удовольствие стоит не меньше тысячи, не говоря уже о Москве и Питере.

– Нам очень хорошо помогает областная власть, – говорит Валерий Петрович. – Да и наша цель – развитие спорта, а не бизнес.

Руководитель парашютной секции аэроклуба Иван Долженков знаменит не только личными достижениями, но и учениками. Его сыновья Максим, Дмитрий и Михаил серьезно занимаются этим видом спорта. Дмитрий завоевал 4-е место по акробатике и 5-е по двоеборью на чемпионате мира. Младший – Михаил Долженков – в прошлом году стал чемпионом Европы среди молодежи по классическому парашютизму. Беседуем с ним:

– Давно занимаешься парашютным спортом?

– С 12 лет. Сейчас мне 21.

– И не страшно, ведь купол кажется таким ненадежным?

– Нисколько, у меня уже 2570 прыжков.

– А форсмажорные ситуации бывают?

– Конечно, ведь воздух – это стихия. Может купол порваться или стропы. У меня два раза такое было.

– А в авиационные приметы веришь? Скажем, не фотографироваться перед полетом, вместо слова «последний» полет, прыжок употреблять слово «крайний»?..

– Нет. Ерунда все это, – уверенно улыбается Михаил.

Безумство храбрых или храбрость безумных?

Проникшись скромной отвагой молодого парашютиста, отправляемся к самому экзотическому аппарату на празднике – мотопараплану. Его уникальность в необычной двухместной тележке, сконструированной умельцами клуба «Пилот». «Конструкцию подсмотрели в одном авиажурнале, – говорит парапланерист с 5-летним стажем Андрей Акульшин. – Но там подобная тележка была приделана к дельтаплану. Это – рамная конструкция с колесами позади и полозьями впереди. В задней части крепится мотор с винтом, как у Карлсона. Посередине размещаются две подвески – для пилота и пассажира. Мы решили попробовать использовать тот же принцип на нашем аппарате. Мастерить помогал такой же фанат, как и мы, учитель труда из-под Тима. У него и станки свои есть, и все необходимое. Поначалу было много споров, как аппарат будет вести себя на старте и финише. Оказалось, решение очень удачное. Даже при типичной ошибке пассажира, инстинктивно поджимающего ноги, как только они коснутся земли, ничего страшного не происходит. Телега падает на полозья и скользит по земле несколько метров, пока купол не «погаснет».

Как рассказывают парапланеристы, первый парамотор в Курске приобрел частный предприниматель по имени Александр. Аппарат вешался на спину и в зависимости от размера купола мог поднимать в воздух одного-двух человек. Хозяин толком летать не умел, но отваги и жажды приключений было у него хоть отбавляй. Однажды Александр всех просто шокировал, по неопытности случайно заглушив мотор в воздухе. В принципе, ничего страшного не должно было случиться – аппарат просто спланировал бы к земле. Но Саша на глазах у изумленной публики расстегнул подвеску, вылез из нее, перевернувшись спиной по ходу движения, стал на колени и попытался завести мотор. Искушенные пилоты, ошалевшие от такого зрелища, кричали с земли, чтобы он немедленно сел на место. Однако он их не услышал. После нескольких неудачных попыток запустить двигатель он спокойно уселся в подвеску и продолжил снижение. Внизу не знали, как его встречать. С одной стороны, вроде, герой, с другой – безумец.

Обычно мотопарапланеристы катают пассажиров за деньги. Стоит такой полет, как и прыжок с парашютом, от 350 рублей. В погожие дни «карлсоны» летают над Щетинкой и Журавлинкой, излюбленными местами отдыха курян. Хотите покататься подольше – платите больше. Любителей экстрима хватает. Вес пассажира аппарата не должен быть меньше 45 кило и больше 100. Чем тяжелее пассажир, тем меньше скорость полета. Зато вероятность складывания купола тоже значительно уменьшается.

Невозможно было удержаться, чтобы не прокатиться на чудо-аппарате. Тщательно пристегнувшись и надев шлем, выслушали инструкции, главной из которых было – бежать, бежать и еще раз бежать, и на старте, и на финише. Бежать пришлось всего несколько секунд, после чего ярко-желтый купол наполнился воздухом, ноги оторвались от земли, и нас понесло, словно на качелях. Эйфория необыкновенная. Люди и самолеты на земле становились все меньше, приятный ветерок обдувал лицо. Позади ненавязчиво стрекотал мотор. Прогулка на высоте птичьего полета. Ощущение, будто катаешься на мопеде, только по небу. И никакого страха. Лишь после приземления осознаешь, что вокруг не было стен, потолка и пола, как в самолете. Лишь воздух и «тряпочка» купола вверху.

Земля-небо-земля-небо

«На ЭТОМ мы бы летать не стали, – скажут позже пилоты самолета Як-52. – Что мы, сумасшедшие, там же ни крыльев нет, ни запасного парашюта». Аппетит приходит во время еды, и мы решили попробовать полет на спортивном самолете. «Катать будете по прямой или с пилотажем?» – спрашиваем у старейшины аэроклуба Евгения Васюкова. «А это уж как пожелаете», – лукаво улыбается он.

Евгений Никитич – ветеран курского аэроклуба, можно сказать, человек-легенда. 19 августа ему исполняется 65 лет, правда, выглядит значительно моложе. Летает с 1959 года и до сих пор. Балагур и шутник. Рассказывает, что сначала хотел стать моряком, но когда узнал, что летчикам дают шоколад, отдал предпочтение небу.

Ветеран вспоминает славное прошлое нашего аэроклуба. Оказывается, групповую «мертвую петлю» на реактивных Л-29 первыми в СССР сделали именно курские летчики. А еще в 1967 году четверо наших пилотов: Гавриил Хильченко, Николай Рожков, Вадим Селебровский и он, Евгений Васюков (все мастера спорта) – принимали участие в воздушном параде над Тушино, посвященном 50-летию советской власти. «34 самолета в плотном строю изображали цифры «50», – рассказывает Евгений Никитич. – Я летел в передней планке «нуля». Нелегко было выдержать строй – целый месяц перед этим тренировались в Рязани».

Летим с пилотажем. На случай, чтобы с непривычки не вывернуло желудок, запаслись пакетиками. Пилот Владимир Котов сразу внушил доверие своей доброжелательностью и готовностью отвечать на самые дурацкие и дилетантские вопросы. Перед посадкой в самолет интересуемся, как из него катапультируются. Оказалось – никак. В непредвиденных случаях нужно открыть колпак, дернуть за кольцо справа от сиденья, чтобы отстегнуться, потом… вылезти на крыло. Прыгать надо обязательно по ходу вращения самолета (иначе вас «стукнет по голове» самолетом). Сосчитав до тридцати, дернуть парашютное кольцо.

Пока пристегивали и прилаживали к голове «говорящую шапку», лихорадочно прокручивали в мозгу все эти операции: открыть, отстегнуться, вылезти, прыгнуть по ходу вращения, дернуть за кольцо… Легкий мандраж плавно переходит в тихий ужас, когда над головой защелкивается колпак кабины. Отступать поздно. «73-й, взлетайте», – раздается в наушниках шлемофона. Самолет начал разбег по полосе. Как он оторвался от земли, даже незаметно. Внизу пасется стадо коров, стоит автобус с рацией и руководителем полетов, рядом автозаправщик пожарной расцветки. Забрались значительно выше, чем на парамоторе. В кабине старенького Яка ощутимо запахло бензином.

«Как самочувствие?» – голос пилота в шлемофоне. – «Отлично». – «Ну, тогда начинаем пикирование, приготовьтесь к небольшой отрицательной перегрузке». Самолет опускает нос и словно с горы несется вниз. Сиденье будто отрывается, руки самопроизвольно взлетают вверх, уши закладывает. Приходится судорожно цепляться за панель с приборами и глубоко дышать открытым ртом. «А сейчас горочка», – говорит Владимир, и самолет резко набирает высоту. Перегрузка становится «положительной», но ощущение гораздо хуже, чем при первой, – голову и плечи придавливает к коленям, даже щеки вниз оттягивает.

«Переворот!» – командует пилот. В том месте, где должна быть земля, находится небо. Петля, полупетля, снова переворот на восходящей траектории и полет вниз головой, еще три четверти петли и, наконец, бочки. Земля-небо-земля-небо – сначала вправо. Потом то же самое – влево. Где верх, где низ – уже не различить.

Заходим на посадку. Ага, вон коровки, вон автобус. Рыжий аэродромный пес по кличке Чубайс и коллеги с фотоаппаратом у места посадки. Снижаемся плавно, садимся очень мягко. Слегка подташнивает, но пакет, слава богу, не понадобился. Теперь можно смело садиться в кабину истребителя, жаль только, разрешение получить будет непросто.

Марина КРАПИВНАЯ

Вверх Отзывы читателей (1)    Написать отзыв

Майборода Сергей

23 сентября 2011, 13:48e-mail: sergew.mbr@yandex.ru, город: Санкт-Петербург

Курсант 1975 год.Поздравляю Евгения Никитича с днем рождения.От всей души желаю здоровья здоровья и всех благ.

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 32 (618) от 8 августа 2006 года

сезонное

Курск не готов к зимовке

кошелек

Льготники станут богаче на 30 рублей

умелые ручки

Курские художники творят картины из песка

прокатили

Селянам вернули бесплатный проезд, отняв 100 рублей

гуляй, душа

Под Пристенью отметили День колодца

отдыхай

Коренная Пустынь станет центром туризма

суд да дело

Репутация мэрии не пострадала

золотое сечение

Куряне поселились в пирамиде

перепись

В курских музеях пропаж не обнаружено

учиться, учиться и учиться

Курские студенты улучшают демографию

хроника беззакония

Кто наведет порядок в отделе?

аж жуть!

От Курского РОВД увозят полуживых людей

неисповедимы пути

Курский батюшка принял ислам

подробности

«ПриМа»: «На КиВиНа мы даже не надеялись»

это интересно

Курских рыцарей наградили в Белгороде

знай наших!

Курянки победили в Воронеже

происшествия

Узбеков-нелегалов на курской фабрике штурмом брал ОМОН

происшествия

В Горшеченском районе отравили всю рыбу

происшествия

Плантация конопли в квартире курянина

происшествия

На дорогах области за 4 дня погибли шестеро

происшествия

На Волокно задержаны подружки-разбойницы

происшествия

Трое школьников спалили поле ячменя

происшествия

Пожар в Касторенском районе убил двоих человек

происшествия

Хомутовца обворовали на 10 тысяч долларов

происшествия

«Нам перекрыли «кислород»!»

спорт

«Авангард» громит Назрань

спорт

Курские рапиры взяли Кубок мира

спорт

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН: переходы продолжаются

спорт

Футбол в России и Европе

спорт

«Динамо» сыграет с «Тиграми» и «Козачкой»

спорт

Триумф курских боксеров в Анапе

спорт

«Серебро» спартакиады России у курянки

спорт

Тяжелая награда из Ижевска

спорт

Наши мотогонщики отличились в Крутом логу

автосалон

Чем нужно укомплектовать машину перед дальней дорогой

автосалон

Памятка водителю

автосалон

Меняем сальник

Компанию «ИнкомИндустрия» куряне поздравляют с праздникомпотребитель  •  реклама

Компанию «ИнкомИндустрия» куряне поздравляют с праздником

потребитель

Зачем издеваться над детьми-инвалидами?

Пансионат «Соловей» – жемчужина Черного моряпотребитель  •  реклама

Пансионат «Соловей» – жемчужина Черного моря

потребитель

Африканско-французская Ривьера

потребитель

Трудовые проблемы курян решат по телефону

потребитель

Пенсии курян выросли с 1 августа

планета загадок

К 2030 году японцы будут жить на Луне

планета загадок

Полицейский пес задавил женщину

планета загадок

Пресс-конференция на дне озера

планета загадок

Самые длинные в мире счеты

здоровьечко

Как избавиться от запаха

Минеральная вода «Красиво» дарит молодость и красотуздоровьечко  •  реклама

Минеральная вода «Красиво» дарит молодость и красоту

здоровьечко

Компьютером… по зубам

здоровьечко

Чем полезен синьор помидор

здоровьечко

Выпивка вчетверо повышает риск травмы

дела домашние

Что делать на даче в августе

дела домашние

Как избавиться от тараканов

дела домашние

Кулинарный конкурс продолжается!

дела домашние

Рецепты от читателей «Друг для друга»

дела домашние

Дельные советы

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 4 318
Посетителей вчера 31 768
Всего c 10 марта 2003 120 495 288

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024