По курским трассам колесит Штирлиц
Эти машины выглядят не ахти: облупленная краска, треснувшие стекла, ветхая обивка сидений. Но надо видеть, какой гордостью сияют глаза их владельцев. Еще бы, такой раритет замечают все окружающие и не остаются к нему равнодушными.
Довоенный «Мерседес» за цену новенькой «восьмерки»
Первую машину – желто-зеленую BMW 1949 года выпуска – мы обнаружили в тенистом дворике на улице Анны Аристарховой.
– Идея купить старое авто для реставрации пришла в голову нам с другом одновременно, после просмотра одного фильма времен войны, – рассказывает хозяин BMW Олег Срывков. – Первым приобрел себе «антиквариат» Дмитрий. Это был еще более старый, чем «Бэха», черный «Мерседес» 1939 года выпуска. Стоял он в гараже, имел полностью родную комплектацию и верно служил своему хозяину долгие годы. По словам Олега, владелец – немец по национальности – был весьма пожилым человеком. После его смерти жена решила продать автомобиль.
А свою BMW Олег купил у такого же молодого парня, как и он сам. Говорит, что тот тоже вроде бы приобретал ее для реставрации, но руки так и не дошли.
– Дорого заплатил? – интересуемся мы.
– В принципе, за те деньги можно было купить хорошую «восьмерку», но эта машина, конечно, круче. Кузов – в отличном состоянии, – делится Олег, – сварен из великолепной стали – нужно только покрасить. Весит машина около 3 тонн, сделана на рамной основе, так что чувствуешь себя, как в танке. А вот внутренности придется полностью поменять. В принципе, она ездит. Двигатель, может быть, поищу родной, а может, и другой поставлю, если удастся все это согласовать в ГАИ. С «Мерседесом» друга ситуация несколько иная. Там внутренности получше, зато с кузовом возни много будет. Мы пробовали кататься на нем по городу – удалось даже развить скорость до 80 км в час.
– ГАИ не останавливала?
– Только чтобы поинтересоваться, что за машина, – улыбается Олег.
– Восстанавливать автомобили сами будете?
– Нет, надо искать мастера. Ведь у нас в этом деле нет опыта. Некоторые детали можно купить при помощи Интернета, и сравнительно недорого, – мы уже интересовались. Но вот само восстановление и такие оригинальные «прибамбасы», как, например, хромированные ручки, влетят в копеечку. Опять же, я узнавал, что одна фара на «Мерседес» с родной оптикой стоит около 500 долларов. К работе собираемся приступить осенью, ведь мы с другом – строители, и летом у нас самый сезон, – некогда. А вот к сентябрю и деньжат подкопим, и время будет.
– Будешь восстанавливать все, как было в оригинале?
– Нет, салон будет современным, ездить нужно с комфортом. А цвет мне больше импонирует черный.
– А если предложат продать, согласишься?
– Может быть, пока не знаю Мне уже за нее предлагали хорошие деньги, а восстановленная будет стоить еще дороже.
Бампером пропорол бок «Жигуленку»
А вот Алексей Куликов из поселка Дичня со своим антикварным другом расставаться не собирается. Его диковинный Hanomag прославил своего хозяина не только на всю округу, но и далеко за ее пределами.
– Продать? Вы шутите! – возмущается Алексей.– Я на нем почти 25 лет езжу. Причем объехал не только всю Курскую область, но неоднократно бывал в Москве и в других городах. Меньше 700 км в год не «наматывал». В одной только Риге побывал около 20 раз. Правда, тогда я был моложе, да и границы были открыты.
В Дичне Курчатовского района Алексей – личность известная. Когда описали прохожим, кого ищем, нам сказали, что Куликовы на лето переезжают в Лукашевку, чтобы следить за хозяйством, – там у них несколько коров. «Только не спрашивайте Куликова, спросите Штирлица, вам любой его покажет». Но спрашивать не пришлось, машину «Штирлица» мы увидели у магазина. Пока хозяин и его младший сынишка – 5-летний босоногий пацан тоже по имени Алексей – делали покупки, мы хорошенько рассмотрели диковинное авто. Внутри старенькие сиденья, лобовое стекло треснуло, от внутренней кожаной обшивки остались только клочки. Задняя часть автомобиля явно приподнята и переварена – очевидно, для того, чтобы улучшить вездеходные качества.
– Да, действительно пришлось кое-что поменять, – говорит подошедший хозяин. – Когда выкидывал старые сиденья, увидел, что они были набиты морскими водорослями. Вообще восстанавливать ее пришлось почти на 90 процентов. Все сам делал. Мне мою машину постоянно предлагают продать, но я согласен только обменять ее на новый джип, и не меньше, – смеется Алексей Куликов. – Вы не смотрите, что внутри и снаружи она неказистая, работает как часы. А внешний вид просто руки не доходят привести в порядок, ведь это – рабочая лошадка, ни дня не простаивает, без конца на ней мотаюсь по делам. Однажды в Ростове ее чуть не угнали, сняли дверные ручки, но замки взломать не смогли – грабители привлекли нас шумом, мы выскочили во двор, а они удрали. Хотите прокачу? – предлагает Штирлиц.
Кто ж откажется от такого! На заднем сиденье Hanomag оказалось удивительно комфортно. И хотя дорога по деревне от магазина до дома Алексея не отличалась особой гладкостью, ощущения тряски не было совсем. Езда показалась значительно более приятной, чем на нашей современной машине. Рессоры настолько мягко амортизировали, что машину не тряхнуло ни разу. Оказалось, что двигатель у авто не родной – дизель с какого-то джипа, поэтому и скорость может развить вполне приличную.
– А как с точки зрения прочности, не развалится на большой скорости этот «антиквариат»? – задаем дилетантский вопрос.
– Да вы что, – снисходительно отвечает Штирлиц, – это ж немецкая машина, в те времена умели делать! У нее сталь толстенная, вес – несколько тонн. При столкновении она не сомнется в гармошку, как современные «жестянки». А бамперы я сам сварил из трехмиллиметровой нержавейки. Недавно в Курске меня подрезал какой-то лихач на «Жигуленке», нарушил правила обгона и налетел крылом на мой бампер. Так мне – хоть бы хны, а он себе весь бок пропорол. Эту машину я всю собственными руками перебрал, уверен в ней, как в самом себе. И если найдется спонсор, готов совершить на ней автопробег вокруг земного шара, – на полном серьезе говорит Алексей.
К сожалению, историю этого немецкого автомобиля Куликов не знает, купил ее еще в 1982 году в Дьяконово у одного автолюбителя. Машина к тому времени прошла через десятые руки, но в пределах области. Год ее рождения не известен, но вполне возможно, что Hanomag – герой Курской битвы и остался на нашей земле в качестве трофея как раз с тех времен.
Как выяснилось, в Дичне, в гараже у Куликова стоит еще один раритет – BMW 1938 года. Та машина гораздо новее Hanomag, и комплектация у нее практически вся родная, что особенно ценится коллекционерами. Алексей работает над ее полным восстановлением.
– Я знаю много старинных машин как в Курске, так и в Воронеже, и в Риге, где самая большая коллекция антикварных авто. Доводилось мне видеть одну из самых дорогих машин – Хорьх, выпускавшийся немцами исключительно по индивидуальным заказам. Мощный такой красавец с 8 цилиндрами, в колесах – по четыре ряда спиц. На этих авто ездили такие шишки, как Гитлер, Гиммлер, Борман. В свое время и у нас было много любителей такого дела, как восстановление старинных автомобилей. Но сейчас о них, к сожалению, практически не слышно, да и машины все больше стоят на приколе. А вот моя «лошадка» на ходу и даст фору иной новой иномарке. Да и BMW обязательно будет ездить, вот увидите, – пообещал гордый автолюбитель.
Несколько лет назад, когда было 100-летие российского автотранспорта, Алексея Куликова в числе других владельцев раритетных авто от имени областной ГАИ пригласили поучаствовать в праздничном автопробеге. Затем машины выстроили в линейку напротив драмтеатра и вручили их владельцам подарки – книги об истории автотранспорта и часы с выгравированной памятной надписью.
– А как сейчас у вас отношения с ГАИ? Техосмотр прошли?
– Само собой, – кивает хозяин. – Вообще с гаишниками у меня проблем никогда не бывает, к таким машинам, как у меня, они относятся с уважением. Останавливают, только чтобы повнимательнее рассмотреть да поинтересоваться, что за чудо такое.
Марина КРАПИВНАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 28 (614) от 11 июля 2006 года
Почему коттеджный посёлок Рамилёво называют городским оазисом
Дачная амнистия. Смогут ли россияне легко и без волокиты оформить в собственность свои 6 соток