Спрашивали? Отвечаем!
Защита прав потребителей
Что делать, если у продавца нет сдачи?
«Нередко продавцы заявляют, что у них нет сдачи. Как быть в таких ситуациях? Ведь мне, покупателю, нужно получить товар! Есть ли в законе статьи на такие случаи?» Дмитрий М.
Обязанность продавца своевременно обслужить покупателя, в том числе обеспечить сдачей, вытекает из ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Строго по закону, если продавец отказывается передать товар, ссылаясь на то же отсутствие сдачи, то покупатель вправе обратиться в суд. Можно требовать принудительной продажи и возмещения убытков, если вы понесли их из-за невозможности вовремя получить товар. Кроме того, строптивого продавца можно наказать по ст. 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это штраф до 300 МРОТ, т. е. на сегодня до 30 000 руб.
Расскажите продавцу об этих неприятностях. Возможно, сдача вдруг найдется...
Что делать, если «полетела» набойка?
«Я купила туфли, прошла 200 м до работы, и на каблуке отвалилась набойка. В магазине выдали заключение экспертизы: «Набойка – съемный элемент, гарантия на нее не распространяется». Теперь с меня требуют 600 руб. за экспертизу и 200 за ремонт. Неужели это правильно?»
Судя по вашему рассказу, продавец поступает неправомерно. Требовать плату за экспертизу магазин вправе, только если ее заключение подтвердило, что товар поврежден по вине покупателя либо из-за действий третьих лиц (например, хулиганов на улице) или из-за непреодолимой силы (урагана, пожара и т. п.). В вашем случае продавец был бы прав. Если бы экспертиза показала, например, что набойка «полетела» из-за так называемого дефекта ношения (вы оступились, попали каблуком в ямку, расщелину и т. п.). Если же вы ходили в туфлях аккуратно и набойка отвалилась из-за того, что была плохо прикреплена либо оказалась некачественной, то можете смело настаивать на бесплатном ремонте. При этом ссылайтесь на ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 478 Гражданского кодекса РФ, согласно которой продавец обязан передавать покупателю надлежаще укомплектованный товар. То есть туфли должны продаваться с качественными, хорошо закрепленными набойками.
Когда можно требовать замены телевизора?
«Прошлой осенью мы купили телевизор, а уже этой весной сдали в ремонт. Он проработал 3 дня и опять сломался. Мы попросили в магазине заменить телевизор, но нам отказали: «потому что он куплен еще в прошлом году». Правы ли продавцы?»
Претензии по поводу некачественного товара можно предъявлять, если недостатки обнаружены в пределах двух лет со дня покупки (п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»). А если вы приобрели товар длительного пользования (телевизор им, безусловно, является), то можете «качать права» при обнаружении существенных недостатков в течение всего срока службы (либо в течение 10 лет, если производитель не установил срока службы товара – п. 6 ст. 19). Так что отговорка продавца об истечении срока замены телевизора неправомерна.
Подготовьте письменную претензию со ссылками на вышеуказанные статьи закона и требованием заменить некачественный телевизор на основании ст. 18. Добавьте, что вы вправе настаивать именно на замене, т. к. недостаток проявился повторно после ремонта и потому является существенным. На замену некачественного товара продавцу отводится до одного месяца (ст. 21).
Имейте в виду: если закончилась гарантия, то магазин вправе потребовать у вас заключение экспертизы, подтверждающее, что недостатки либо их причины возникли до момента покупки (т. е. фактически это подтверждение заводского брака).
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 28 (614) от 11 июля 2006 года
Почему коттеджный посёлок Рамилёво называют городским оазисом
Дачная амнистия. Смогут ли россияне легко и без волокиты оформить в собственность свои 6 соток