По Кшени на боевой бронемашине
Лишь прокатившись на восстановленном бронеавтомобиле времен Великой Отечественной войны, понимаешь, почему солдаты называли его «Прощай, Родина!» Езда по ровной дороге была похожа на настоящую пытку. Что говорить о поездках по полям, изрытым траншеями, да еще под обстрелом?
Адская машина
Предложение руководителя патриотического клуба «Славяне» Виктора Калинина прокатиться по Кшени на «броневике» мы восприняли со скепсисом: «Не поместимся все». «В годы войны в такой машине по 6 человек ездило», – смеется Калинин. Пришлось принимать причудливые позы, чтобы забраться в кабину – дверь расположена внизу почти параллельно земле. Внутри салона двигались на четвереньках и, только оказавшись за водительским сиденьем, разогнулись. Вроде просторно – сидеть, во всяком случае, можно. Тронувшись с места, поняли: без потерь не обойдется. А после первой ямы схватились за головы – шишки от ударов о броню обеспечены.
Водителю тоже туго. Сиденье прикреплено к полу – ноги надо вытягивать вперед, чтобы достать педали. Дорогу видно только через узкую щель в башне – бокового обзора нет. Чтобы не протаранить стену или дерево, штурманом на время поездки стал Андрей, паренек из патриотического клуба. Он стоял в «броневике» в полный рост – из люка башни торчала голова.
«Сейчас влево, – командовал он. – Теперь прямо и направо, осторожно, дерево». «Это – адская машина, – Калинин пытается перекричать рев мотора. – Представьте, каково было красноармейцам во время боя. Автомобиль подпрыгивает на кочках, сверху за шиворот сыплются гильзы от патронов, из всех щелей летит пыль – ужас!»
Хранил в «броневике» картошку
Поисковики из кшенского клуба обнаружили бронеавтомобиль в подвале заброшенного дома. «По словам старожилов, один местный еще в 1943 году закопал ее в землю, – рассказывает Виктор Калинин. – Похоже, в бою машину подбили, после разукомплектовали – остался один корпус. Мужчина использовал его для хранения картошки. В люк засыпал урожай, а набирал картофель из двери. Когда кшенец умер, дом зарос бурьяном, про броневик забыли. Не узнай мы о нем, так бы и лежал в земле».
Выкопав раритет, ребята поняли – с таким еще не сталкивались. «Штудировали спецлитературу и Интернет, оказалось, откопали редкую машину, – продолжает Калинин. – Бронеавтомобиль разведывательно-связного типа выпускал Горьковский автозавод в период с 1942 по 1946 годы. По сути, на ней ездили камикадзе. Перед танковой атакой ее пускали на передний край – если возвращалась, начинали бой. Нет – подорвалась на минном поле или попала в противотанковую траншею».
Самые первые образцы бронемашин были экспериментальными – их пытались поставить на рельсы. Но вариант не прижился, поскольку всего одна задняя скорость – особо не разгонишься. Делали и гусеничные «броневики» – универсальные для всех времен года. Но в итоге стали выпускать колесный вариант.
«Автомобиль был оборудован вращающейся башней, – просвещает нас Виктор Калинин. – По нашим сведениям, она затонула в реке. Сейчас ее вряд ли найдешь – затянуло илом. На вооружении БА-64 стояли различные пулеметы. Мы сделали макет противотанкового ружья системы Симонова. Конечно, не восстановить и колеса. В годы войны на «броневике» были не шины, а литая резина. Стрелять по ним бесполезно – осколки и пули просто застревали в каучуке».
Раритет за 29 тысяч долларов
Поисковики полностью восстановили автомобиль, хотя, если присмотреться к корпусу внимательно, видны трещины, вмятины от осколков. «Очень помогло руководство кшенского училища №33, на его базе мы собирали бронемашину, – говорит Виктор Иванович. – Можно сказать, всем миром работали над ней. Когда нужно было немного переделать корпус, металл оказался настолько прочен, что его не брало ни быстрорежущее, ни твердосплавное сверло. Только автогену поддался. Двигатель поставили от «ГАЗ»-24, ходовая, рама и колеса – от «УАЗа». Нашли фары военного времени. Переделали многое – рулевая колонка ни от одной современной машины не подходит, укорачивали рессоры – проявили, так сказать, творческий потенциал. Но соответствие с исторической литературой полное. Показано на картинке, что по бортам прикреплены лопата, топор и пила – так и есть».
Ездит раритет на бензине. Горючего «ест» много – около 20 литров на 100 километров. Максимальная скорость – 60 км/ч. «Начинку» поставили не новую, особо не разгонишься, – поясняет Калинин. – Да и тяжелая машина – больше двух тонн. Все это влияет на скорость».
Местные жители привыкли к уникальному автомобилю. Им невдомек, что подобные раритеты пользуется спросом у коллекционеров. «В Москве один умелец воссоздал такой же броневик, – Калинин достает журнал с объявлениями. – Посмотрите, сколько за нее хочет – 29 тысяч долларов!»
P.S. БА-64 – не единственный автомобиль, обнаруженный «Славянами». Поисковики выяснили: в реке, протекающей через Кшень, находятся две немецкие машины времен войны: легковая и на гусеничном ходу. «Увы, нет средств, чтобы начать работы по подъему, – с грустью говорит Калинин. – Да и сложно это. В этом месте затонули боеприпасы – значит, нужны специалисты по разминированию. Плюс строительная техника, чтобы выкопать машины. Глубина там небольшая, но слишком много ила нанесло – минимум два метра. Без финансирования не обойтись, а мы не коммерческая организация – денег нет. Если кто-то из бизнесменов предложит помощь – будем благодарны».
Марина РОМАНОВА, Советский район
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 26 (612) от 27 июня 2006 года
Звонки с домашних телефонов на мобильные с «прямыми» номерами до 1 января 2007 останутся бесплатными