Курский учитель мастерит байдарки для Карелии
Запах шпатлевки не выветривается из этой комнаты. В принципе, и бардак не устраним. Котлы, фотографии, мастерки, даже ноты. Запыленное пианино, за которое он присядет после тяжелого дня. Немного поиграв, разложит спальник и устроится на ночлег.
Когда учитель дополнительного образования мастерит лодки в нижних каморках 55-й школы, ему нельзя отлучаться. Потому его основной кабинет обычные педагоги и кабинетом-то не считают. Это его дом. Даже жена не может точно ответить – где чаще ночует Олег Баранов – здесь или в их квартире. Наверное, здесь. На старенькой плитке, давно принесенной сюда, в два счета готовит простейший ужин. Накормил учеников, поужинал сам, и снова к своим ладьям – отшлифовывать да подкрашивать.
«Когда делаем лодку, – главное, чтобы материал застывал правильно, – улыбается Олег Алексеевич. – Глаз да глаз нужен. Работа может затянуться и до утра »
«Туризм и Карелия – это болезнь»
Как только дверь этой «обители» отворяется, сюда сразу стекаются школьники. «У нас уроки закончились, мы тут посидим – часа два в холле вас уже ждем», – сообщила шумная троица, раскидывая сумки по комнате. «Их не выгонишь, – констатирует Баранов, – каждый день тут. Ну, пусть посидят »
Как называется его предмет, Олег Алексеевич и сам точно не помнит. Туризм? Гребной слалом? Не важно. В завсегдатаях не только школьники, чуть ли не каждый день приходят выпускники. А летом и приезжают. Получая высшее образование в Питере или работая в Москве, бывшие школяры всегда отдыхают летом с Барановым. Иногда приезжают с женами и детьми. Год назад педагога признали лучшим среди учителей дополнительного образования – Олег Алексеевич взял Гран-при на областном конкурсе «Сердце отдаю детям».
«Когда впервые собирался в Карелию, – вспоминает он, – мне говорили: «Это болезнь. Заразишься – не вылечишься!» Около 20 лет езжу и могу признаться – болен. Это как горы – засасывает раз и навсегда. Вот и школьников «подсадил».
В 80-х годах курский «проводник по Карелии» Баранов пришел работать на станцию туризма. Инструктору выделили пару комнат в школе С тех пор стал возить старшеклассников по своим любимым маршрутам – на Алтай, Кавказ, в Карпаты. В последнее время из-за дороговизны и нестабильности политической обстановки может показать ребятам только Карелию. Хотя маршрут из года в год не меняется и новшеств на пути не прибавляется, ребятам такой отдых не наскучил.
«Добираемся на поезде до Энг-озера, сплав на байдарках по реке Воньге и озерам, расположенным рядом с ней, – рассказывают туристы. – Месяц ночевок в палатках, собирание морошки и черники, рыбалка От этого отказаться невозможно!»
У самого «проводника» нет спортивного разряда или звания. «Они не прибавляют ни опыта, ни денег, – вздыхает учитель. – Зачем эти статусы, никогда не стремился их завоевать » Зато все его одиннадцатиклассники уже получили 2-й разряд по спортивному водному туризму – на этом Олег Алексеевич сам настаивал. Пригодится – считает он.
«Прежде чем выдвигаться, я заявляю в маршрутно-квалификационную комиссию, и достижения ребят начинают фиксировать», – говорит Баранов. Чтобы показатели были лучше, нужны качественные лодки – сделал он однажды вывод. Сшить чехлы для котлов, спальник или палатку, для него никогда не было проблемой. Замыслил заняться еще и разработкой плавучего транспорта. И это оказалось по плечу.
В «обители» водятся «Касатки»
Всем лодкам, выходящим из-под инструментов мастера, аналогов нет. Эскизы сначала зарождаются в голове, потом вместе с учениками учитель воплощает их в жизнь. Сперва делают болван – основу, по которой снимается матрица – вытачивают из дерева. На деревянный «каркас» Олег Алексеевич накладывает стеклоткань, смазывает эпоксидным клеем. Укладывая слой за слоем, получает ту толщину стенок, что необходима именно в данной, задуманной им, модели лодки. Чтобы не было трещин – шпатлюет суда изнутри. Откуда Баранов взял такую «технологию производства» – он вспомнить не может. Но говорит, не одну книжку зачитал до дыр. Изобретение учителя, к примеру, – «Касатки». Так он называет байдарки определенной формы – вместительнее обычных.
Одноместную байдарку или каяк из его коллекции тоже не встретишь в магазине. Сейчас Олег Алексеевич корпит над совершенно новым водным транспортом. Его последняя задумка – разборная моторка. Конструкция будет состоять из трех частей, соединяемых болтами. «Чтобы вода не подтекала в стыках, приделаю специальные пластины – стенки будут плотнее прилегать друг к другу, – рассказывает судостроитель. – Разборная лодка более мобильна, не станет обременять на суше». Но главное – пассажирам не надо ограничивать себя в вещах. Сюда поместятся и несколько палаток, и спальники, и котлы – для этого задуман большой грузовой отсек. «Только бы на движок денег скопить, – поглаживая рыжеватое брюхо моторки, произносит умелец. – Это основная статья расходов, сама лодка намного дешевле обходится».
Сперва лодки выкрашивают в один цвет. Свои художественные способности ребята проявляют уже после основной окраски. На корме появляются морские звездочки, рыбки и авангардные размытые узоры. Для челнов Олега Алексеевича отведена целая кладовка. В ней только байдарок штук 15. Говорит, в общей сложности за всю жизнь сделал два с лишним десятка лодок. Только многие «уплывают» – каждый сезон забирают знакомые или учителя других школ.
Прежде чем пускаться в серьезное путешествие, лодки опробуют в Курской области. «В начале лета ходим по рекам Сейм и Псел, учу ребят правильно переворачиваться и вновь вставать на байдарках. Это необходимо, чтобы на спусках не разбиться. Порогов таких, как в Карелии, конечно, не сыскать. Там они доходят до 3-й категории сложности (из 6 возможных). За адреналином и ощущениями, которые больше нигде не найдешь, мы отправимся, как всегда, летом», – с азартным блеском в глазах произносит курянин.
Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (3)
Написать отзыв▼
Нюркина-читатель
11 мая 2006, 14:03Верю!
Галина
29 мая 2014, 18:13e-mail: gkoroleva758@gmail.com, город: НевинномысскОчень интересно и красиво.
Алексей
28 июня 2016, 15:01Спасибо.