Прямая речь
Александр Харитонов, зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству:
– Основная цель законопроекта – приведение положений КоАП в соответствие с международными нормами и усиление ответственности за проступки водителей. В то же время с учетом принципа презумпции невиновности поправки, в частности, устанавливают, что автомобилист может быть признан нарушителем на основании составленных работниками ГИБДД документов, а также с помощью технических средств – видеосъемок, фотографий и даже звукозаписи. На практике зачастую возникают ситуации, когда нарушение фиксируется, автомобиль скрывается с места происшествия, а владелец доказывает свое алиби. Оказывается, в момент нарушения автомобилем управлял кто-то по доверенности. И наказать его пока практически невозможно. По предлагаемым поправкам теперь ответственность будут нести и автовладелец, и тот, кто фактически нарушил правила.
Поправки также предлагают за управление автомобилем без номеров штрафовать на две с половиной тысячи рублей (25 МРОТ), либо лишать прав на срок от 1 до 3 месяцев. А если водитель пьян и к тому же не имеет прав – наказывать арестом на 15 суток. Если будет установлено, что шофер неправильно повернул или развернулся – штрафовать его на 300 рублей. Предлагается строго наказывать водителей, выехавших на полосу встречного движения, – штрафовать на две с половиной тысячи рублей. А если автомобилист попытается перестроиться при интенсивном движении – заплатит тысячу рублей. Причем все предлагаемые поправки не отменяют уже имеющиеся в законе меры наказания.
Уже сложился правовой нигилизм определенной части водителей. Такой «пофигизм» на дороге приводит к убийственным авариям. Ответственность за систематическое нарушение Правил дорожного движения установлена в большинстве зарубежных стран – Великобритании, Франции, Швеции, Канаде, ФРГ, США, Японии. Поэтому предлагается усилить наказание лихачам-рецидивистам. Для этого вводится балльная система нарушений.