Чем знамениты курские юродивые
Сейчас слово «юродивый» стало синонимом сумасшедшего, дурачка. В старой же Руси, по словарю Брокгауза и Ефрона, это был подвижник, ведущий аскетический образ жизни. Люди считали юродивых Божьими людьми, находили в их странных поступках глубокий смысл и верили, что они могут предсказывать будущее.
Некоторые юродивые даже канонизированы Русской православной церковью. Например, Василий Блаженный. В древнем Курске в свое время были свои известные юродивые. О них нам рассказал краевед Юрий Озеров.
– У юродивых не было духовного сана, – говорит Озеров. – Они служили Богу, оказывая помощь людям, давая им советы. Одни действительно страдали умственными и психическими расстройствами, другие специально принимали вид безумных, чтобы говорить то, что думают. Например, Блаженный не стеснялся обличать Ивана Грозного. Подвиг юродства заключался в отрешении от прошлой жизни.
Пещерная жительница
Сведения о курских юродивых сохранились в редких источниках. В основном, мы знаем о них по рассказам старожилов, из легенд. Известной юродивой, жившей в XVIII веке, называют Ирину Калугину. Она родилась в селе Троицком-на-Сучках и происходила из однодворцев Асеевых. Первый муж умер через 5 лет совместной жизни, оставив двух дочерей. Ирина вышла замуж за однодворца Калугина. «Овдовев второй раз, старица отправилась пешком на поклонение к святыням Соловецкого монастыря, – рассказывает Озеров. – Там попросила кузнеца выковать ей железные вериги, костыль и колпак. Тот выполнил просьбу и помог облачиться: ноги заковал в железные цепи, на груди прикрепил медную икону с изображением Трех Святителей, а на плечах установил небольшой крест. С тех пор она так и ходила – в оковах и колпаке, опираясь на железный костыль. Последний раз в Соловецком монастыре Калугина была в 1767 году. «Вернувшись в Курск, не пошла домой, а остановилась у Ямского моста через реку Тускарь и осталась ночевать в ямах. Начала рыть для жития своего пещеру железным костылем, – говорила она людям. – И рыла два дня, и слышала глас: «Копай, трудися! Не бойся ничего!» Все это время она питалась лишь землей и водой».
Отшельническая жизнь продолжалась недолго – летом 1768 года на праздновании дня Святой Троицы куряне вышли за город. Там, где ныне находится улица Пушкарная, кто-то из гулявших заметил на пригорке пещеру. В полумраке разглядели силуэт женщины, молившейся, стоя на коленях. Смельчаки зашли в пещеру и вывели ее на свет. Толпа притихла, – перед ними стояла высокая старуха в черном с железным остроконечным колпаком на голове. Это была Ирина Калугина. Назвав свое имя, отшельница опять скрылась в пещере.
С того дня ей не давали покоя. Ежедневно приходили люди, приносили хлеб, рыбу, деньги. Как потом говорила старица, на деньги она покупала серебряные крестики. Один отдала в Знаменский монастырь, другой – в Покровскую церковь, третий – в Вознесенскую. По воскресеньям и в праздники число посетителей заметно увеличивалось. Всем хотелось посмотреть на богоугодную старуху. Приходили даже священнослужители. По-прежнему ей несли подарки: топоры, ножи. Инструментами юродивая продолжала углублять пещеру. Вскоре стали приезжать из других городов. Когда местное епархиальное начальство прознало о старице, ее вызвали на допрос, запретив жить в пещере, носить вериги, железный колпак и ходить с посохом. Наказали и членов духовенства, которые сразу не донесли о ней.
Курская ясновидящая
В ХIХ веке подвиг юродства взяла на себя старица Курского Свято-Троицкого женского монастыря Евдокия Расторгуева. Еще в юности она заявила родителям, что не пойдет замуж, ее место в монастыре. На смотринах вышла к жениху с черносливиной на носу. В другой раз посыпала голову толченой коноплей, а потом и совсем остриглась. В итоге родители уступили, и Евдокия ушла в монастырь.
«Как следует из документов, свое жилье она никогда не топила, хотя дров было предостаточно, – рассказывает Озеров. – Летом и зимой ходила в одной рясе. По ночам практически не спала – молилась. С собой всегда носила деревянное блюдо с крестом и камнями. Часто к блаженной приходили за советом. Иногда она бросала полено и кричала приходящим: «Вот буря, вот ветер, зачем вы ко мне идете? Что вам надо?» Это предвещало беду. Других принимала ласково, даже поила чаем, что было хорошим знаком».
По словам краеведа, однажды к юродивой пришла богатая женщина. Евдокия Алексеевна усадила ее на сломанный стул. «Что же вы меня на худой стул сажаете, матушка! Это что-либо дурное означает?» – спросила она. «Нет, садись, это ничего, – отвечала старица. – Я читала, что один был богат и знатен, жил роскошно, а потом в острог попал, и все богатство ушло». Вскоре мужа посетительницы посадили в тюрьму за то, что отдал в солдаты несовершеннолетнего.
«Другой раз пожаловал к старице мужчина. «А, петербургский господин пришел, – заявила она. – Садись, садись», – продолжает свой рассказ Озеров. – Но сесть было некуда. Блаженная же не обращала внимания на посетителя, опустила голову и вроде уснула. Мужчина ушел. Но «сон» блаженной оказался вечным для этого человека. Вернувшись в столицу, ехал в карете. Лошади понесли, он в испуге выпрыгнул и разбился насмерть». Евдокию похоронили на Никитском кладбище. Но до наших дней могила не сохранилась.
С могилы брали землю
Кстати, могилы юродивых часто становились местами паломничества. До 90-х годов ХХ века, пока было цело захоронение юродивого Александра Садовского, с нее брали землю. «Садовский был похоронен в церковной ограде Всехсвятского храма, который находится возле площади Дзержинского, – поясняет Юрий Озеров. – Но когда стали строить южный придел, могилу убрали. Я общался со строителями, они сказали, что никакого захоронения не нашли. Сегодня сохранилась лишь часть ограды с могилы Садовского. Решетка установлена на Херсонском кладбище, на месте захоронения преподавателя духовной семинарии Чистякова».
Александр Садовский происходил из дворян Обоянского уезда. Весть о прозорливом старце быстро разлетелась по Курску и за его пределами. «Все юродивые отказывались от материальных благ, – говорит краевед. – Например, Садовский положил под ноги возле кровати коврик, сделанный из золотых монет».
Находились и те, кто пытался разыграть старца. Однажды к нему завалились подвыпившие студенты, заявили, что один из товарищей болен и просят о нем помолиться. Провидец ответил: «Хорошо, я помолюсь Только за упокой». Вернувшись на квартиру, парни нашли друга мертвым.
Константин ШИЛОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 12 (598) от 21 марта 2006 года
Поветкин сразится с французом-левшой и хочет стать депутатом