Гость популярных ток-шоу проповедовал в Курске
«Я же говорил, он убойный!» – восторженно говорил другу парнишка на выходе из Дома знаний после встречи с диаконом Андреем Кураевым. Сам проповедник сленговое словечко наверняка воспринял бы как лучшую награду за 2-часовое выступление. Ведь его главный принцип – идти туда, где собирается молодежь, и говорить с ней на ее языке. Диакон Андрей – единственный в России миссионер, выступающий на рок-концертах.
Рок-проповедник Андрей Кураев
К его проповедям большинство служителей церкви относится по меньшей мере настороженно. Батюшка, заменяющий описания ужасов «геенны огненной» искрометным юмором и новомодными словечками, пугает консерваторов. Да и сами представители «поколения пепси» реагируют на фигуру самого известного миссионера России по-разному.
«Подхожу как-то к станции метро, – рассказывает диакон. – Навстречу два бритых парня с бутылками пива. Увидели священника и захотели «приколоться». Подняв руки в нацистском приветствии, прокричали: «Аллах акбар!» «Воистину акбар!» – миролюбиво согласился я и пошел дальше. Юные фашисты опешили: «Глянь, это ж Андрей Кураев. Он же наш!»
Он идет к ним и в 14-тысячной ревущей толпе на рок-концертах Кинчева и Шевчука рассказывает, что православие – не устаревшая религия. Убеждает, что можно быть успешным и современным, живя по христианским заповедям. Решиться на такое было трудно: «Мне, как любому батюшке, сложно покидать территорию храма, где мой авторитет непререкаем, и пойти туда, где запросто могут послать по «очень нецерковно-славянскому адресу». Но по-другому «достучаться» до молодых невозможно».
После рок-проповедей молодых лиц в церкви становится больше, но не намного. Большая часть прихожан по-прежнему – бабушки. К ним Кураев обратился с особой просьбой не отпугивать молодежь от церкви: «Когда наша «церковная» старушка «налетает» в храме на «нецерковную» девчонку в мини-юбке, она должна понимать свою ответственность. Ответственность за 3 загубленные жизни. Потому что если опозоренная девчонка навсегда уйдет из церкви и наделает кучу непоправимых ошибок, часть ответственности за них ляжет и на эту бабушку, – отец Андрей выдерживает паузу. – А сегодня у нас в России на одну женщину приходится 3 аборта »
О «богослове Винни-Пухе»
Поводом для приезда миссионера в Курск стало открытие Вторых Знаменских чтений. Научно-практическая конференция, в которой участвовали представители 8 вузов города, архиепископ Герман, ведущие богословы России, была посвящена проблемам взаимодействия науки и религии. Лейтмотивом стало введение «Основ православной культуры» в число обязательных школьных предметов. Кураев выступал на пленарном заседании в КГУ как раз по этой теме. Закаленный в телевизионных дискуссиях кандидат философских наук и богословия рассказывал о грядущей реформе образования не на «церковно-китайском», а на остроумном русском. Цитаты из отцов церкви блестящий оратор соединял со словами «незаслуженно забытого богослова Винни-Пуха, который дал лучшую метафору откровения, когда сочинял стихотворение ко дню рождения Иа». Кураев убеждал слушателей – изучение православной религии сводится не к зазубриванию молитв, а к философии и филологическому анализу древнейших текстов:
«Может ли учить «Основам » неправославный человек? Конечно! Я же преподаю римскую мифологию и не молюсь при этом Юпитеру. Никто не будет снижать учащемуся оценку, если он скажет, что верит в Будду или Аллаха. Речь о знакомстве с основами русской православной культуры, а не об обучении правильно верить».
Коснулся диакон и вопроса сближения религиоведческих факультетов в вузах со светскими. Воспитание будущих священнослужителей в «инкубаторах» Кураев считает неверным: «Гимном наших семинаристов могут стать слова: «Я люблю тебя, жизнь, но не знаю, что это такое!» А светские студенты в свою очередь только и могут спросить у «наших»: «Можно ли вам жениться?» да «Какая у вас стипендия?». Более тесное общение поможет их взаимному обогащению».
«Агрессивное миссионерство» – так называет диакон свой напряженный график. Многочасовые проповеди в разных городах, ночные перелеты – когда Кураев сходит со сцены, едва держится на ногах от усталости. Однако стоит отдохнуть пару часов и снова выйти к слушателям, как отец Андрей преображается. Снова с неиссякаемой энергией рассказывает людям о том, что так его волнует:
« Вы наверняка зададите главный вопрос, так точно сформулированный Шевчуком: «Что же будет с Родиной и с нами?». А нам осталось 60 лет. Будущее страны печально и коротко: население стремительно спивается и вымирает. При таком положении дел уже через 7 лет спасти Россию будет невозможно, наш народ просто растворится, – диакон приводит шокирующие данные о падении рождаемости. – Выход есть. Он не в запретах и указах государства, а в духовном возрождении народа. Спасение страны зависит от каждого из нас, от каждого православного. И даже от того, что вы будете сплетничать о нашей беседе »
Наталья ГУБАРЕВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (596) от 7 марта 2006 года
Что могут позволить себе граждане, у которых есть полис обязательного медицинского страхования