Лицо «Агрессора», или корреспондент «ДДД» в гостях у ВВС США
Помните времена, когда побывать в Америке было так же невероятно, как на Марсе? Теперь нас этим не удивишь. Но вот приглашение нашего корреспондента в США на авиабазу Нэллис в окрестностях Лас-Вегаса интриговало. Ведь там размещена легендарная эскадрилья «Агрессорс».
Рубль вместо армейского жетона
Если в современной России советскую символику стараются забыть, на американской базе она – раритет, почти предмет культового поклонения. Об этом рассказал командир эскадрильи подполковник Пол Хоффман или Biff (в ВВС США у каждого свой позывной). Со времен «холодной войны» у «Агрессорс» появилась традиция использовать символы «потенциального противника»: красные звезды, серп и молот – они здесь повсюду. Даже неоновая вывеска «ПИВО» в баре – на русском языке.
Плакатный Ленин из-под стекла грозит пальцем: «Мы должны быть начеку!» Рядом плакат «Слава героям Труда!». А вот синий китель, висящий как музейный экспонат, «Агрессоры» совершенно искренне принимали за советскую летную форму. На поверку он оказался формой российских железнодорожников. На «недоработочку разведки» пришлось указать, последовала команда: «Стажеры, снимите это немедленно!» – и китель с позором удалили с почетного места.
Эскадрилью «Агрессорс» создали в 1972 году, когда командование ВВС пришло к выводу, что старая практика проведения учебных боев не приносит результатов. Пилоты сражались друг с другом, используя одинаковую тактику устоявшихся клише. Основной задачей «Агрессоров» стало выполнение роли противника, инструктаж и обучение летчиков других подразделений и ВВС стран НАТО. «Кстати, вот австралийский пилот F-18, – показывает Хоффман. – Из тех, кого мы обучаем. Будет инструктором в своей стране».
– По каким критериям происходит набор в эскадрилью?
– Основные требования: как минимум 600 часов налета на боевом типе самолета, квалификация инструктора, отличная теоретическая подготовка, умение держаться перед аудиторией. Ведь мы обязаны толково объяснять летчикам, против которых «воюем», ошибки, допущенные в бою. После успешного отбора кандидат проходит у нас теоретическую и летную подготовку, выполняет зачетные воздушные бои. И в нашей «Ленинской комнате» сдает устный экзамен с участием всей эскадрильи. Это длится несколько часов, практически имитируя разбор полетов на учениях. Другие «Агрессоры» задают вам каверзные вопросы, пытаются загнать в угол. Лишь после этого пилоту вручается нашивка с эмблемой эскадрильи и советский юбилейный рубль, где выгравирован позывной. Эта традиция строго соблюдается с 1972 года. Каждый «Агрессор» всегда носит свой рубль при себе как талисман. Сейчас, правда, сложно находить такие монеты. У меня осталось всего несколько штук. Сможешь нам помочь? Ребята из недавно организованной 65-й эскадрильи будут очень признательны. У них рублей вообще нет, а на копии мы принципиально не согласны.
– ОК, попробуем что-нибудь сделать. Пол, а почему вы используете красные звезды?
– Сейчас это больше дань традиции, нежели что-то еще, – смеясь, отвечает Biff, – к тому же смотрится круто!
Из угла раздается голос его заместителя майора Дерека Роутла (позывной Tazz):
– А еще все девчонки от этого тащатся!
– Провокационный вопрос: что в твоем понимании означает «образ врага»?
– (Пауза) Затрудняюсь с ответом... Но точно не русские.
– Приходилось ли «Агрессорс» принимать участие в боевых действиях?
– Нет, наша задача – готовить к ним. Но многие наши летчики участвовали в операции «Буря в пустыне», были в Югославии. Никто из нынешних пилотов не имеет на своем счету сбитых самолетов... Хотя мой предшественник сбил Миг-23 во время первой войны в Ираке.
– Твое отношение к нынешней войне в Ираке?
– Не комментирую. Как офицер я являюсь представителем правительства США и не имею права обсуждать, а тем более критиковать его политику.
– Самый экстраординарный случай из летной жизни?
– За 19 лет службы – ни одного! Обычная летная работа, уверен, очень похожа на работу русских пилотов. Истребители всех стран похожи! У ребят были отказы техники и другие случаи, но об этом лучше спроси у них в баре.
– Твой кумир из американских летчиков?
– Ричард «Стив» Ричи – пилот Ф-4, ас вьетнамской войны, на его счету 5 сбитых Мигов.
– А любимый самолет?
– F-15Е.
– Российская техника нравится?
– Очень! Миг-21бис – мой любимый российский истребитель. Все, каким должен быть истребитель, – в нем! Помимо всего, просто красивый самолет! Второе место – Миг-29 бесспорно. Очень хочу на нем полетать!
– Твое мнение о профессионализме русских пилотов?
– Самое высокое! У вас знают, как готовить летчиков-истребителей! Увы, по нашим данным, налет российских летчиков сейчас очень мал. Даже не представляю, как вы можете сохранять безопасность с таким налетом. Сожалею, что нашим коллегам в России не удается летать больше.
– Случалось видеть нашу технику и мастерство пилотов на авиашоу?
– Только Миг-15 и Миг-17... но пилотировали их американцы. Видел Миг-29 в Фарнборо и Су-27 в Париже, очень впечатлило! Да еще фильм Артура Саркисяна «Пилотажная группа «Стрижи», который ты нам подарил. «Стрижи» – молодцы! Хотелось бы их видеть чаще на разных шоу, может, когда-нибудь прилетят и к нам на базу Нэллис.
«Увидел противника первый – победил!»
- СейЧас многО спорят по поводу суперсовременного американского истребителя 5-го поколения F-22. Твое отношение к нему?
– Отличный самолет! Надеюсь полетать на нем. Мы провели с Ф-22 несколько учебных боёв. Пока результат не в нашу пользу. Впрочем, суть воздушного боя не изменилась с Первой мировой: «Увидел противника первый – победил!» А в ближнем бою надо иметь превосходство в маневренности.
– Не планируют ли «Агрессорс» перейти на F-22?
– Нет. Самолет такого класса на вооружении только у ВВС США. Если подобные истребители появятся в какой-либо стране не из НАТО, – не исключено, что и мы получим несколько F-22. Сейчас у нас на вооружении F-15 и F-16.
– На основании чего вырабатываете тактику воздушных боёв?
– Постоянно получаем разведывательную информацию, и не только о российских ВВС, стараемся охватить все, что можем найти, анализируем реальные воздушные бои.
– Используете проданные вам молдаванами Миги-29?
– Нет, все они в нелетающем состоянии, стоят на «вечной стоянке» вроде наглядного пособия. Подсчитали, что стоимость переучивания техперсонала, обслуживания, запчастей будет огромна.
– Случалось ли встречаться с русскими в учебном бою?
– Мне лично нет, но хотел бы! И только в учебном! Командир 65-й эскадрильи «Агрессорс» дважды был в Липецке, рассказывал много интересного.
В баре на учениях
- Какими представляешь себе русских? Как показывает Голливуд?
– (Смеется) Нет, конечно! Ты, например, под этот образ не подходишь, и акцент у тебя почти не заметен. Не все в США видят русских, как это показывает Голливуд.
– Считаешь ли, что от нас исходит потенциальная угроза миру?
– Надеюсь, что нет.
– Какие ассоциации со словом Россия?
– Чайковский, Рахманинов, Сикорский (Видя мое удивление) Я изучал русскую культуру и историю в академии.
– Как отдыхают военные пилоты США в свободное время?
– Ну, как видишь! – со смехом показывает в сторону бара.
СПРАВКА «ДДД»: Каждую неделю за счет «любимых ВВС» в бар «Агрессорс» привозят 40-литровую бочку пива. Специально для наших читателей мы переписали «Правила бара»: «Присутствие в баре – участие в учениях», «Стандартные правила барного этикета обязательны», «Невежливые выпады в отношении самолета противника запрещены», «Главное правило – не жаловаться».
– А вообще, свободное время проводим по-разному, – продолжает Пол. – Мое хобби – реставрация старых спортивных машин. Видел мой «Форд-Мустанг» 1968 года на входе? Это второй, который я восстановил.
– В каком возрасте уйдешь на пенсию?
– Максимального возраста нет, планирую служить, пока не выгонят. Минимальный контракт пилота – 10 лет, после чего он может уволиться и получать 75% последнего должностного оклада. Если оклад повышается – автоматически повышается пенсия. Большинство летчиков обычно за несколько месяцев до увольнения подписывают контракт и уходят на работу в авиалинии. Бывших военных берут с удовольствием.
– Служба не мешает личной жизни – я имею в виду выезд за границу?
– Абсолютно нет. У нас нет ограничений на выезд из США. Мы с женой любим путешествовать в Европу, были в Австралии. Кроме того, у офицера ВВС США есть привилегия – бесплатные перелеты по миру для всей семьи. Как дочки подрастут – планируем посетить Москву и Санкт-Петербург.
Евгений ЗАХАРЕНКОВ, Марина КРАПИВНАЯ, Лас-Вегас