Экономим каждую каплю
(Продолжение. Начало в прошлом номере). Когда на автозаправках бензин предлагается по заоблачным ценам, невольно задумываешься об экономии топлива. Сегодня мы вспомним о приемах экономичного вождения, которые позволят хотя бы «дотянуть» до заправки.
В городе между светофорами желательно перемещаться, избегая остановок автомобиля. Троганье с места – самый неэкономичный режим движения, которого по возможности рекомендуется избегать. Следить за светофором нужно с того момента, как только он появится в зоне видимости. Если горит красный, имеет смысл прекратить разгон, а иногда и снизить скорость до величины, которая позволит подъехать к светофору, когда на нем уже включится зеленый – перекресток будет «взят» без остановки. После разгона на таких участках в карбюраторных машинах можно включить «нейтраль» и двигаться до перекрестка накатом, при необходимости притормаживая. Однако с точки зрения безопасности такой алгоритм езды не рекомендован. Безопаснее, а в инжекторных иномарках иногда и экономичнее «катиться» при включенной передаче, используя при необходимости эффект торможения двигателем.
Важно помнить и о том, что в режиме прогрева двигатель потребляет в два-три раза больше топлива, чем при рабочей температуре. Таким образом, желательно снижать время прогрева мотора на стоящем автомобиле – начинать движение целесообразно как можно скорее после пуска.
Согласно исследованиям автопроизводителей, трехминутная стоянка автомобиля с работающим в режиме холостого хода двигателем приравнивается к поездке на расстояние около 0,5–1 км. Из этого следует, что объезжать пробки подчас выгоднее, чем стоять в них в течение получаса-часа.
Техсостояние
Техническое состояние автомобиля – фактор, который так же существенно влияет на расход топлива, как и стиль вождения.
Воздушный фильтр. Загрязненный фильтр в карбюраторных системах питания способствует обогащению топливо-воздушной смеси, что приводит к повышению расхода топлива на 10 – 30%.
Карбюратор. Это главный узел, который отвечает за подачу в цилиндры требуемого количества топлива. Если он неправильно отрегулирован, использованы несоответствующие жиклеры, воздушные каналы забиты, расход бензина может повыситься и в два раза.
Система зажигания. Момент воспламенения топливовоздушной смеси также влияет на расход топлива. И при раннем, и при позднем зажигании снижается мощность двигателя, что приходится компенсировать более продолжительной ездой на пониженных передачах при повышенных оборотах. Потребление топлива при этом увеличивается. Чтобы этого избежать, следует проверить межэлектродный зазор у свечей и работоспособность систем, от которых зависит угол опережения зажигания на различных режимах.
Инжекторная система питания. Повышенному расходу топлива может способствовать множество неполадок, при которых электронный блок управления переходит в режим работы по усредненным параметрам. Чаще всего из строя выходят датчики, которых в системе управления двигателем около десятка. Тогда на щитке приборов загорается надпись «check engine» или символ двигателя. В этом случае необходимо провести компьютерную диагностику и заменить неисправный датчик. Снизить расход топлива в машинах с электронным впрыском топлива можно с помощью чип-тюнинга, который обычно применяют для увеличения мощности и крутящего момента моторов.
Шины. Уменьшение давления (даже на 0,1 атм) способствует повышению сопротивления качению колес, а значит, и расходу топлива. Использование зимних шин в летний период также приводит к снижению экономичности, поскольку эти покрышки имеют больший коэффициент сопротивления качению.
Углы установки колес. При их нарушении не только ускоряется износ подшипников ступиц и протектора шин, но и из-за повышения сопротивления качению увеличивается расход топлива.