Когда «подснежники» опять за рулем
С наступлением тепла на дорогах стало тесновато. «Подснежники вылезли», – с разной степенью раздражения резюмируют те, кто проводит за рулем круглый год. Вот о «поснежниках» мы сегодня и поговорим. Итак, поехали...
Спору нет, человек, полгода не водивший автомобиль, опасен для соседей по дороге. Он психологически не готов немедленно восстановить свои навыки. Для этого потребуется как минимум пара недель каждодневных упражнений. Здравый смысл и опыт подсказывают, что в это время следует держаться только правой стороны дороги, избегать участков с интенсивным движением. А если уж вы в него попали – держите такую же скорость, как и все. В потоке это самая безопасная скорость.
Помните о том, что время от времени вы все равно будете нервировать своим поведением остальных участников движения. Постарайтесь их понять и не отвечать на гудки и моргание фарами агрессивным упрямством шизоида. Вас просят уступить дорогу – уступите. Опасная ситуация или, не дай Бог, ДТП, – не лучший способ тешить свое самолюбие. Вообще замечено, «подснежники» страдают комплексом неполноценности до той поры, пока, простите за каламбур, не войдут в нормальную колею.
Но это для водителей со стажем. А как быть человеку, который недавно за рулем и ведет себя неуверенно из-за отсутствия опыта?
Рекомендация первая и главная: учитесь быть осторожными. Но не трусливыми. Трус за рулем – такой же преступник, как и пьяница! Для уверенности посадите рядом опытного друга-приятеля. Сначала осваивайте тихие улочки и переулки. Скорость – не более 40 км/час. Почувствовали уверенность – переходите к более сложным вариантам, в том числе уделите внимание прохождению поворотов. Но задача должна быть посильной, иначе можно разувериться в собственных силах. Да и психовать за рулем – дело, чреватое последствиями. Учитесь водить комфортно и с удовольствием. А потом можно появиться на улице и с более оживленным движением. Неплохо будет условия движения по этим улицам изучить предварительно в ночные часы, когда там мало машин. Заодно в безопасной обстановке начнете привыкать к ночному вождению. Многим новичкам помогает освоить навыки уверенного вождения дорога на дачу, например. По городу машину ведет опытный водитель, за городом он меняется с пассажиром местами.
Есть несколько опасных этапов в жизни любого водителя. Один из них наступает примерно через полгода после того, как новичок освоил руль и педали. Если не было опасных – до серьезного испуга – ситуаций, водитель начинает лихачить, стараясь доказать окружающим, что он не какой -то там «чайник», а опытный ас, способный поспорить на дороге с любым из вас. Этот «комплекс новичка» проявляется закономерным и обязательным желанием обратить на себя внимание, дескать, посмотрите, вот я какой умелый и ловкий! (Такие моменты своей жизни в меньшей или большей степени переживали абсолютно все). Стараясь избавиться от чувства неполноценности, новичок берет пример с тех, кто, по его мнению, и есть «крутой» водитель. Как правило, это ребята из группы риска на «заточенных» и намертво тонированных переднеприводных «ладах» и «самарах». Те, кто без особой надобности гоняет с превышением скорости, скачет из ряда в ряд, резко тормозит, «подрезает», не включает поворотники и вообще ведет себя непредсказуемо. Такие номера на дороге даже у достаточно опытных водителей проходят до поры до времени. У новичка же шансы попасть в неприятность многократно возрастают. Именно потому, что опыта действий в нестандартных и чрезвычайных ситуациях у него пока нет. Поэтому и результаты расхождения иллюзий и реальной действительности здесь наиболее тяжкие.
Отсюда рекомендация вторая и не менее важная. Кто бы на ваших глазах – даже ваш кумир – ни нарушал правила, будьте благоразумнее. Научитесь реагировать на это спокойно. Такую реакцию выработать несложно, если, например, говорить себе: «У этого человека что-то случилось, и он торопится. А у меня все в порядке и нет резона подвергать себя опасности». Или: «Он еще не очень опытный водитель и потому так рискует. Пусть берет пример с таких профессионалов, как я». Поверьте, такой тренинг здорово помогает на дороге, где соперничество проявляется как нигде более.
Однако соперничество на дороге – это эмоции в большей степени негативные: раздражение, злость, когда уязвленное самолюбие требует наказать «обидчика» с помощью опасного маневра, «сделать» его любым способом. (Неважно, что грамотно обгонять вы еще не умеете.) Одним словом – это значит держать себя в состоянии постоянного стресса. А от него до ДТП – всего полшага. Спросите любого водителя с безаварийным стажем – что он испытывает за рулем? Ответ с большой долей вероятности можно предугадать. Это доброжелательное отношение ко всем, спокойствие и удовольствие от вождения.