Можешь не ездить? Не езди!
Зима для поездок на автомобиле – время неблагодатное. И не только в смысле эксплуатации авто – тут все зависит от состояния систем и агрегатов. Зимний сезон чреват опасностями, которые в другое время года на дороге не встречаются. Поскольку наша автомобильная программа адресована большей частью новичкам, то сегодняшние советы, надеемся, помогут им без последствий пережить первую в своей автомобильной жизни зиму. Впрочем, остальным тоже не помешает освежить в памяти эти опасности...
Дым без огня – тоже опасен!
Весьма неприятная вещь на дороге – это дым из выхлопных труб автомобилей, стоящих впереди вас. В морозную погоду от минус 20 и ниже при перегазовке на перекрестках, у светофоров, автомобили выпускают из недр своих силовых агрегатов густые белые тучи дыма. Соваться в это облако не советую, там можно встретить все что угодно: не успевшего стартануть соседа, пешехода или встречную машину. Таких встреч с «ежиками в тумане» великое множество. Меня, например, в одну из первых моих водительских зим от удара в бок «Мерседеса» спасло умение молниеносно перекидывать передачи с высшей на низшую.
Подобную опасность представляют также парящие на морозе тепломагистрали вдоль дорог, колодцы теплотрасс на проезжей части и прочие источники выведения в трубу наших с вами денег. Короче, правило старое: не двигайся с места, пока не появится зона уверенной видимости.
Куда кривая вывезет
После прошлой зимы, я не шучу, пришлось почти осваивать навыки езды по ровной дороге. За зиму колеи приучили не только ездить на манер трамвая, но и отточили безопасные приемы вождения. Нынешней зимой подобных подлостей благодаря дорожным службам пока намного меньше. И все же на второстепенных и междворовых дорогах существуют обледеневшие узкоколейки. Чем они опасны?
Если вы войдете в колею на приличной скорости, колеса начнут повторять ее рельеф и руль может выбить из рук. Поэтому, попав в колею, сбросьте скорость до минимума, держите сцепление с дорогой на одной из пониженных передач, а руль держите свободно, лишь придерживая его. Машина из колеи никуда не денется. Одно лишь условие: никаких обгонов, резких маневров и торможений при этом быть не должно. В противном случае даже опытные водители попадают в ситуацию, когда машину разворачивает поперек дороги. В лучшем случае автомобиль садится передними колесами в одну, а задними – в другую колею и выбраться самостоятельно нет никакой возможности. В худшем случае это происходит перед носом встречной машины. Поэтому в таких условиях двигайтесь до более-менее ровного места и уже там выходите из колеи. Либо, если уж очень надо повернуть, делайте это под небольшим углом и без ущерба для встречного транспорта.
Мягкий, пушистый и ужасный
Это про снег. Мягкий и пушистый, он радует нас в любое другое – не занятое вождением автомобиля время. А сейчас, выпавший, особенно на обледеневших участках дорог, он при торможении превращает колеса в лыжи. Под снегом не видно, какое дорожное покрытие под вами: асфальт, укатанный наст или наледь. Поэтому снова поделюсь универсальным зимним приемом. Если за ночь погода поменялась: подморозило после оттепели, выпал снег и тому подобное – перед поездкой на пустынном участке дороги разгоните машину км до 40 и резко тормозните. И тогда сразу станет ясно, какую скорость и какую дистанцию следует держать сегодня. Такая привычка проверять дорогу ни один раз спасет вас от неприятностей. Кстати, и без проверки имейте в виду: на голом асфальте и на льду шипованная резина машину не держит, и даже увеличивает тормозной путь.
Последствия выпавшего по теплу и смерзшегося снега – это ледяные шипы, наросты или шишки на дорогах. Кроме того, что они здорово влияют на износ резины, подвески, кузова и превращают поездку в издевательство над людьми, у них есть еще одна неприятная особенность. Поскольку у колес на этих самых сталагмитах нет сплошного контакта с дорожным покрытием, автомобиль плохо слушается управления. Про эффективность торможения я не говорю.
Опасность – за стеклом
Довольно часто приходится видеть автомобили с запотевшими или заледеневшими боковыми и даже – ветровыми стеклами. Держитесь от них как можно дальше – за рулем особо опасный водитель. Он опасен даже тем, что не в состоянии понять, зачем надо отремонтировать вентилятор или печку отопителя салона, если в машине и так тепло. Такой водитель не понимает, что вести вслепую автомобиль можно только на кладбище. Он уверен, что его видят. Но соседи по дороге тоже должны быть уверены, что он их заметил! Поэтому совет такой: никогда не отправляйтесь в дорогу, не убедившись, что впереди и по бокам обстановка хорошо просматривается.
Кстати, препараты от запотевания стекол можно найти в любом магазине автокосметики. Можно использовать смесь глицерина и насыщенный раствор поваренной соли в соотношении 2:1. Не стоит забывать и о чистоте стекол. Изнутри на них появляется тонкая пленка. Это – результат испарений полимерных материалов отделки салона, которая особенно искажает видимость при поездках в темноте. Поэтому как можно чаще протирайте стекло изнутри сухой салфеткой, а в прогретом салоне можно использовать любую бытовую жидкость для чистки стекол. Для очистки стекол снаружи залейте в бачок омывателя стекол незамерзающую жидкость.
И немного про стекло фар и фонарей. Они тоже нуждаются в регулярной очистке. Не ленитесь смести с них снег, удалить намерзший лед, оттереть от грязи. Чем лучше вы будете видеть впереди, а вас – будут видеть сзади, тем безопаснее будет ваша поездка.
А вообще в опасных погодных и дорожных условиях, которыми богата российская зима, стоит придерживаться правила: можешь сегодня не ездить – не езди! А для размышления приведу расчеты известного автознатока Юрия Гейко. По его данным, один день эксплуатации автомобиля зимой обходится в 40 долларов!