Освещение в Курске: как это было
Сейчас трудно представить себе Курск совсем без ночного освещения. А ведь всего 200 лет назад по ночам в городе царила кромешная тьма, которую прорезал разве что лунный свет. Известно, что в средневековой Европе центральные улицы крупных городов освещали факелами. В середине XVII столетия в Париже загорелись первые масляные фонари. Россия, как всегда, немного отстала. Первые фонари установили в Санкт-Петербурге в 1718 году. В Курск освещение пришло еще позже.
Сейчас трудно представить себе Курск совсем без ночного освещения. А ведь всего 200 лет назад по ночам в городе царила кромешная тьма, которую прорезал разве что лунный свет. Известно, что в средневековой Европе центральные улицы крупных городов освещали факелами. В середине XVII столетия в Париже загорелись первые масляные фонари. Россия, как всегда, немного отстала. Первые фонари установили в Санкт-Петербурге в 1718 году. В Курск освещение пришло еще позже.
Масло из фонарей – на кашу
Первые улиЧные фонари появились в Курске в конце XVIII века. Установленные на деревянных столбах, они представляли собой жестяной застекленный светильник и фитиль, а заправлялись конопляным маслом. Горели тускло, примерно, как 1–2 свечи. Плюс ко всему часто гасли или просто не горели. Конопляное масло фонарщики часто использовали для собственных нужд, а именно – заправляли им кашу. Поэтому к середине ночи улицы Курска вновь погружались в первозданную тьму. К середине XIX столетия появилось новое горючее – керосин. Его стали использовать для освещения улиц железнодорожных станций, театров, жилых домов. Фонарщики зажигали новые светильники с помощью специальной длинной палки, которую носили с собой.
Электричество в Курск пришло в начале 20-го века. В 1895 году городская управа совместно с фирмой «Сименс и Гальске» подготовила проект договора на организацию движения электрического трамвая и строительство станции постоянного тока. Но устройством в Курске трамвайного движения занялось бельгийское анонимное общество «Курский трамвай». Ответственным лицом был назначен Иван Лихачев, надворный советник, живущий в Москве. 25 мая 1897 года «Курские губернские ведомости» писали: «Прокладка рельсов и установка столбов для электрического провода курского трамвая движется весьма поспешно. Рельсы уже проложены до Красной площади. Нам передавали, что общество «Курский трамвай» намерено изменить линию, направив ее по Знаменской улице (ныне – Луначарского – ред.) для соединения с Херсонской (ныне – ул. Дзержинского), а не с начала последней».
Свет выключали в «хорошие лунные ночи»
Открытие трамвайного движения состоялось 18 апреля 1898 года. Курск оказался вторым городом в России, где стал работать этот электрический транспорт. В тот день на рельсах, пересекавших Красную площадь, стояли вагоны, прибывшие из депо. Сотни горожан толпились рядом, с восхищением поглядывая на невиданные «машины».
Здание первой электрической станции располагалось рядом с Георгиевской церковью. Осенью 1900 года ток стал поступать на 37 дуговых фонарей мощностью по 800 свечей для освещения Московской и Херсонской улиц, а также ряда учреждений и частных квартир. Тем не менее, свет в квартирах часто гас, а фонари на главных улицах потухали очень рано или вовсе выключались под предлогом «хороших лунных ночей». Поэтому в 1901 году акционерное общество «Курский трамвай» заключило с гордумой контракт на устройство постоянной сети электрического освещения.
На берегу реки Тускарь довольно быстро построили электрическую станцию мощностью 360 киловатт. Но монтажные работы оказались плохого качества: опоры были тонкими и непрочными, провода плохо изолированы. Это мешало работе телеграфной и телефонной сетей – повреждалась аппаратура. Комиссия приняла электрическую сеть в эксплуатацию, хотя городская дума в 1904 году на заседании отметила, что электростанция и линии электропередачи построены некачественно. Но станция позволила дать свет частным абонентам в центральной части Курска. К сети подключили уличные фонари на Московской и Херсонской улицах. Вплоть до этого времени в ходу оставались керосиновые фонари – ими освещались окраины.
В 1914 году в губернии уже было 7 мелких городских электростанций и 5 сельских. К 1927 году на улицах Курска насчитывалось 170 электрических фонарей. В сельской местности дела обстояли хуже. Даже в середине «атомного» ХХ века в пределах нашей области оставались деревеньки, где не горели «лампочки Ильича». Лишь к апрелю 1970 года – накануне 100-летнего юбилея Ленина – к сетям государственной энергосистемы был подключен последний колхоз нашей области. Тем не менее, и в наступившем 21-м веке некоторые кварталы Курска (что уж говорить о всей губернии) по ночам погружаются в кромешную тьму. Но это уже другая история
Ника ПАРФЁНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
ВЛАДИМИР
9 июля 2013, 01:49e-mail: vova-3d@mail.ru, город: КурскДобрый вечер.
каждый день выходя на балкон я вижу очень интересную картину.
во первых через день горит на проезжей части свет кзтз- клыкова .
что наводит на сомнение почему это так бывает?????
есть мысли ........
Во первых для экономии...
но при этом сразу всплывает вопрос , для какой экономии и для чей выгоды???????
на вопрос номер один я могу ответить сразу.
экономия для города.
ответ номер два
Для нашей гос думы ))))) так как можно будет списать для себя и для города лишние киловатты перед Курчатовской АЗС .
А все излишки можно будет положить к себе в карман, так как не кто или очень тяжело проверить потребность электро энергии города, потому что нет счетчика ...
а теперь задумайтесь сколько денег ложет себе ??????