Текучий «выхлоп»
«Когда я прогреваю двигатель своей «семерки», из выхлопной трубы бежит какая-то жидкость. Что это – неисправность или так должно быть?» Сергей Т., Курск
Заметим, что из выхлопной трубы может вытекать три типа жидкости: вода – продукт конденсации; жидкость из системы охлаждения; масло, иногда перемешанное с топливом.
Конденсат
Вытекающая из выхлопной трубы вода – обычное явление для режима прогрева холодного двигателя. Ничего страшного в этом нет. Появляется она в выпускной системе в результате конденсации на ее холодных стенках водяного пара – одной из составляющих отработавших газов. Непосредственно в камеру сгорания вода попадает в составе впускного (всасываемого) воздуха, который, как известно, имеет определенную влажность.
Внимательные водители, наверное, замечали, что при более сырой погоде воды из выхлопной трубы течет больше. В жару насыщенность отработавших газов парами влаги очень маленькая, а ее наличие подтверждает только дым белого оттенка. Вода в выхлопной системе в этом случае практически не конденсируется, поэтому и не вытекает из трубы.
По мере разогрева исправного двигателя отработавшие газы белый оттенок меняют на слегка заметный голубовато-серый, в то же время из трубы перестает течь вода. Эти изменения происходят потому, что в цилиндры вместо холодного воздуха начинает поступать теплый – разогретый во впускных трубопроводах и подкапотном пространстве. Его плотность значительно меньше холодного, соответственно и влажность ниже. Кроме того, при сгорании «теплой» топливо-воздушной смеси в разогретом двигателе содержащаяся в воздухе влага успевает полностью испариться, поэтому и не придает отработавшим газам белый оттенок и не конденсируется на уже раскалившихся стенках выпускной системы.
Вода – признак неисправности
Если из выхлопной трубы идет белый дым и течет вода и при прогретом двигателе, значит существует какая-то неисправность. Вероятнее всего, в камеру сгорания просачивается охлаждающая жидкость, в составе которой есть вода. Попадает она туда обычно через «пробитую» прокладку головки блока, реже через образовавшуюся трещину в головке блока или гильзе цилиндра. При сгорании топливо-воздушной смеси охлаждающая жидкость не успевает полностью испариться, соответственно в выпускную систему она выбрасывается в виде густого белого дыма и воды.
Большое количество воды и пара в системе выхлопа – всегда тревожный признак. В цилиндрах вода через поршневые кольца проникает в картер двигателя и смешивается с маслом, в результате чего в системе смазки начинает «работать» водо-масляная эмульсия, которая не способна выполнять смазывающую функцию, что приводит к интенсивному износу рабочих поверхностей деталей. Когда воды в систему смазки попадает мало, заметить это при замене масла по его внешнему виду можно не всегда. Признаком наличия воды в масле, точнее, образования водо-масляной эмульсии, может быть желто-коричневая пена, осевшая на щупе уровня масла, крышке головки блока или пробке маслозаливной горловины.
При больших утечках жидкости из системы охлаждения и скоплении ее в цилиндрах может произойти гидроудар.
Кроме водо-эмульсионной пены, существует еще целый ряд признаков утечки воды из системы охлаждения в цилиндры:
интенсивно снижающийся уровень жидкости и масляная пленка на ней;
запах отработавших газов при открывании горловины радиатора или расширительного бачка;
выступающие из жидкости пузыри газа при работающем двигателе;
выбрасывание жидкости через заливную горловину при увеличении оборотов;
резкое увеличение уровня охлаждающей жидкости после запуска двигателя.
Газы, которые попадают из камеры сгорания в рубашку охлаждения, создают в ней воздушные пробки – источник перегрева двигателя.
Кроме воды, из выхлопной трубы может течь масло, перемешанное с топливом. Происходит это при поломке маслосъемных поршневых колец или маслосъемных колпачков клапанов в одном из цилиндров. Свеча зажигания при этом забрызгивается маслом, становится нерабочей, а подаваемое топливо вместе с маслом выбрасывается в выпускной тракт. Выявить, что именно течет из трубы, – вода или масло можно с помощью бумаги, которой закрывают отверстие при работающем прогретом двигателе. Если после высыхания бумаги на ней нет жирных пятен, значит, из трубы течет вода.
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Виктор
22 июня 2012, 20:35e-mail: victor-ivanovich@mail.ru, город: МоскваПо поводу воды из выхлопной!
Резко начала уходить жидкость из системы охлаждения. Масло супер идеально чистое без видимых признаков эмульсии. На стоянке после запуска метровый мокрый шлейф на асфальте.
Двигатель AHL 1.6 1998 года. Запускается хорошо и тянет двигатель хорошо а вода уходит... Кто нибудь подскажет на мой Е- в каком месте прокладка ГБЦ пробита?
С ув Виктор
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 41 (523) от 12 октября 2004 года
Владимир Путин любит мороженое, а любимое блюдо Бориса Ельцина – водка с соленым огурчиком