Когда битум не на месте
В сезон ремонтных дорожных работ, которые сейчас развернулись в Курске, «битумная тема» особенно актуальна. Всего несколько граммов этого вещества способны надолго испортить настроение водителя и лакокрасочное покрытие кузова.
В отличие от многих других веществ, попадающих на кузов автомобиля, битум может оставить на нем несмываемые следы. Дело в том, что при длительном контакте с лакокрасочным покрытием (ЛКП) растворители этого нефтепродукта проникают в слои эмали и лака. Особенно страдают при этом краски «металлик» и «перламутр», а также двухслойные однотонные покрытия, поскольку в лак битум въедается быстрее всего.
Поскольку более жидкий битум содержит больше растворителя, он, попав на краску, быстрее проникает в ее слои. Иногда достаточно 4–5 часов присутствия битума на лаке, чтобы он был серьезно поврежден.
Легче всего удалять с машины свежий, еще мягкий битум – он снимается даже после одного смачивания. Более твердый, застывший, отчистить сложнее, поскольку приходится поэтапно растворять препаратом толстый слой застывшего материала.
Химия против нефтехимии
Препараты для удаления битума можно условно разделить на «любительские» и «профессиональные». Их состав базируется на дистиллятах нефти, которые растворяют полученные на ее основе вещества, в том числе и битум. Эти вещества летучие, поэтому срок годности некоторых средств ограничен.
Отличия между дорогими «профессиональными» и более доступными «любительскими» препаратами – в их эффективности. «Профессиональным» средством каплю битума можно смыть быстрее, прикладывая меньше усилий. В то же время такие составы более агрессивны и могут негативно воздействовать на лак или краску. Поэтому при их использовании нужно исключить длительный контакт препарата с покрытием. Сразу же после удаления битумных пятен нужно обязательно помыть очищенный участок шампунем, а при необходимости и отполировать.
Показательно, что и в инструкции к «любительским» средствам часто указывается на необходимость сначала испытать их на таком участке кузова, где это не будет заметно. Поэтому финишную мойку следует обязательно проводить после применения и этих составов.
Из подручных средств весьма эффективным считается обычный маргарин, который содержит жирные кислоты, растворяющие битум.
Удаляем битум
Битум может быть удален с кузова автомобиля без всяких последствий только если сделать это в первые несколько часов после попадания на окрашенную поверхность. Это довольно сложно, ведь не всегда есть время и соответствующие препараты. Если битум остается на кузове более двух недель, то, как правило, он въедается даже в обычную однотонную краску, не покрытую лаком. На лакокрасочном покрытии иногда остаются следы от удаленных старых пятен – они имеют зеленовато-серый оттенок на темных машинах и желтоватый – на светлых.
Для удаления застывших на кузове капель и «паутины» нужно использовать спецпрепарат и мягкую ветошь или салфетку. Машину (или хотя бы «засмоленные» места) перед этим надо вымыть, чтобы частицы грязи не царапали лакокрасочное покрытие во время оттирания битума.
Процесс очистки состоит из предварительного смачивания загрязнений, выдержки согласно инструкции и последующего оттирания увлажненной препаратом салфеткой или ветошью.
«Противобитумные» советы
Соблюдение некоторых правил поможет свести к минимуму неприятные последствия путешествия по участку дороги со свежим битумом.
Во-первых, если двигаться не быстро, частицы смолы не смогут получить кинетическую энергию, достаточную для того, чтобы оторваться от колеса и отправиться в «свободный полет». Безопасная скорость определяется особенностями шин (насколько они «зубастые») и колесных арок (насколько глубоко сидят в них колеса), но обычно составляет 40–50 км/ч. Следует соблюдать увеличенный интервал и дистанцию, в частности, по соседству с грузовиками и прицепами с открытыми колесами. Их шины набирают на себя много битума и потом щедро разбрасывают его в плоскости вращения. Желательно также реже поворачивать руль, чтобы выходящие из арок передние колеса не забрасывали битум на машину.
Не нужно увеличивать скорость сразу, как только загрязненный отрезок дороги закончится – еще несколько сотен метров на колесах остается достаточно битума, чтобы забрызгать вашу машину и окружающих.