Как не сжечь машину
Электрические цепи современного автомобиля защищены предохранителями. Эти маленькие «сторожа» не только спасают электрооборудование от выхода из строя, но и исключают возгорание машины.
Предохранитель – это узел, предназначенный для обесточивания электрической цепи в случае возникновения в ней перегрузок или короткого замыкания. При этом он, защищая «хозяина», должен сгореть сам. Все предохранители выполняют единственную и простую функцию, но имеют разную конструкцию.
Прежде всего, плавкая вставка предохранителя должна иметь сечение, допускающее «безболезненное» пропускание тока рабочей величины, и определенную длину. Сочетание этих параметров определяет сопротивление вставки и обеспечивает выделение в ней при прохождении увеличенного тока количества тепла, достаточного для перегорания. Защитные свойства предохранителя зависят в первую очередь от точности соблюдения геометрических размеров его плавкой вставки. Вот почему некоторые предохранители, изготовленные путем некачественной штамповки, выдерживают, не сгорая, 5–10-кратные перегрузки и оказываются непригодными для эксплуатации. При «домашнем» ремонте выдержать требуемые параметры плавкой вставки еще сложнее: при первой же неисправности электрооборудования может сгореть не предохранитель, а машина!
Плавкий предохранитель должен сгореть за время, не превышающее 10 секунд при утроенном, по сравнению с номинальным, значении проходящего по нему тока. Корпус предохранителя при рабочих величинах токов, протекающих через его плавкую вставку, не должен расплавляться, а при кратковременном прохождении тока в 100 А – обугливаться. Качество предохранителя определяется и по падению напряжения на его плавкой вставке, которое, в зависимости от величины протекающего номинального тока, не должно превышать определенных значений: от 0,08 В при 8–10 А до 0,115 В при 30 А. Более высокие значения свидетельствуют об излишней «прожорливости» предохранителя: он отбирает «на себя» напряжение больше положенного и поэтому быстро перегорит, не обеспечив работу вполне исправной электроцепи. Слишком низкое падение напряжения, наоборот, свидетельствует о малом сопротивлении вставки – в критический момент она не сможет вовремя сгореть.
Виды предохранителей
Существует около десятка разновидностей предохранителей, отличающихся своей конструкцией. Колодочные (1) применялись на заре автомобилестроения. Они имели простейшую структуру и представляли собой изоляционную основу (колодку) с парой контактов, между которыми наматывалась плавкая вставка – медная или алюминиевая проволочка определенного диаметра и длины, рассчитанная на ток 8–10 А.
В случае перегорания предохранитель восстанавливали, заменив проволочку, запас которой был намотан тут же на колодке. А если нужно было увеличить номинал предохранителя (например, до 30 А), использовали более толстую проволоку или к тонкой добавляли еще две.
Стеклянные (2) имеют плавкую вставку в виде проволочки, расположенной внутри стеклянной трубочки и припаянной к металлическим колпачкам на ее краях. Применение такой вставки точно подобранного диаметра позволяет выпускать предохранители с большим диапазоном значений их номиналов.
Если под рукой нет запасного, сгоревший стеклянный предохранитель также можно восстановить: вместо перегоревшей вставки припаивают новую. Следует помнить, что в таком случае нельзя выбирать диаметр проволочки произвольно – если она будет слишком толстой, отремонтированный «защитник» может превратиться в «жучка»-поджигателя.
Цилиндрические плавкие вставки (3) широко используются в автомобилях ВАЗ. Это простая и дешевая конструкция, в которой плавкая вставка изготавливается из листового металла толщиной 0,22 мм и закрепляется на пластиковом или керамическом цилиндрическом основании. Такие предохранители выпускаются в основном двух номиналов – на 8 и 16 А.
Силовые плавкие вставки (4) предназначены для защиты мощного электрооборудования (стартера, генератора и т.д.) легковых и грузовых автомобилей. Изготавливаются в виде алюминиевых пластин-перемычек и рассчитаны на силу тока 30–60 А. Их крепят в установочных корпусах винтами и в случае перегорания заменяют новыми. На некоторых иномарках (например, Ford) для защиты силового электрооборудования и аккумуляторной батареи в ее плюсовом выводе вмонтирована плавкая вставка в виде проводника длиной 10–12 см, рассчитанная на рабочий ток 55–60 А.
Биметаллические (5) представляют собой пару контактов, соединенных двухслойной металлической токопроводящей пластиной, которая деформируется при нагревании от проходящего по ней тока. Они работают по тому же принципу, что и бытовые автоматические пробки – после устранения причины перегрева остывают и нажатием пусковой кнопки переводятся во включенное положение.
Обычно такие предохранители используются для защиты электрооборудования грузовых и некоторых легковых автомобилей. Выпускаются номиналом 10, 15, 20, 25, 30 А.
Штекерные (ножевые) (6) применяются в большинстве машин. Существует несколько типоразмеров таких предохранителей, которые условно можно разделить на малые (серия «мини») (a), средние («миди») (б) и увеличенные («макси») (в). Они одноразовые, но обладают рядом преимуществ, среди которых – надежный контакт в коммутируемой цепи, удобство съема и установки, расширенный диапазон номиналов рабочего тока. Штекерные предохранители удобны и безопасны. Их легко отличить друг от друга: плавкие вставки запрессованы в полупрозрачные пластиковые корпуса, цвет которых соответствует определенной величине рабочего тока. Например, у наиболее распространенных ножевых предохранителей серии «миди» коричневый цвет соответствует 5 А, красный – 10 А, синий – 15 А, желтый – 20 А, белый – 25 А, зеленый – 30 А. Предохранители серии «макси» имеют увеличенные размеры и иную цветовую маркировку: желтый цвет соответствует 20 А, зеленый – 30 А, красный – 40 А, голубой – 60 А, коричневый – 70 А, светло-желтый – 80 А, сиреневый – 100 А и т.д.
Расположение и замена
Для удобства эксплуатации предохранители располагают в блоках – корпусах, которые, в зависимости от марки машины, могут находиться в различных местах. Обычно корпуса накрыты крышками, защищающими контакты от попадания пыли, влаги и грязи. Нужные предохранители определяют, пользуясь схемой их расположения, приведенной на корпусе или крышке блока. При работах с электрооборудованием автомобиля не рекомендуется вынимать предохранители металлическим инструментом (например, отверткой), а также проверять исправность цепей на «искру» (замыкать провода на «массу»). Такая самодеятельность может вызвать перегорание токоведущих дорожек блока, замыкание выводов установленных в нем реле и, как следствие, – выход из строя электронных блоков управления, в том числе бортового компьютера.
Чтобы избежать подобных неприятностей, перед заменой сгоревшего предохранителя следует отключить соответствующий энергопотребитель (например, фары). В руководствах по эксплуатации некоторых машин рекомендуется перед началом работ отсоединить «минусовый» провод от АКБ. В зависимости от конструкции корпуса блока и его местонахождения замену предохранителей можно производить пальцами, пинцетом и даже плоскогубцами. Не рекомендуется заменять сгоревшие предохранители другими, более высокого номинала или не предусмотренными конструкцией автомобиля, а тем более металлическими «суррогатами» – канцелярскими скрепками, гвоздиками, проволочками и т. д.
Если точно установлено, что проверяемая цепь исправна, сгоревший предохранитель можно временно заменить сложенной в несколько раз полоской из алюминиевой фольги. При повторном сгорании следует проверить исправность защищаемого электроузла, а также его проводку, и принять меры к устранению поломки. Исправность предохранителя определяют по целостности его плавкой вставки. Если на глаз это сделать трудно, проверку производят с помощью омметра. Можно использовать и автомобильную лампочку мощностью не более 10 Вт, подключив через нее предохранитель к АКБ. Если плавкая вставка исправна, лампочка должна гореть.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (515) от 17 августа 2004 года
На месте падения Тунгусского метеорита обнаружены обломки инопланетного космического корабля