городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 600 экземпляров)

20 августа 2004, 10:22

Как не сжечь машину

Электрические цепи современного автомобиля защищены предохранителями. Эти маленькие «сторожа» не только спасают электрооборудование от выхода из строя, но и исключают возгорание машины.

Предохранитель – это узел, предназначенный для обесточивания электрической цепи в случае возникновения в ней перегрузок или короткого замыкания. При этом он, защищая «хозяина», должен сгореть сам. Все предохранители выполняют единственную и простую функцию, но имеют разную конструкцию.

Прежде всего, плавкая вставка предохранителя должна иметь сечение, допускающее «безболезненное» пропускание тока рабочей величины, и определенную длину. Сочетание этих параметров определяет сопротивление вставки и обеспечивает выделение в ней при прохождении увеличенного тока количества тепла, достаточного для перегорания. Защитные свойства предохранителя зависят в первую очередь от точности соблюдения геометрических размеров его плавкой вставки. Вот почему некоторые предохранители, изготовленные путем некачественной штамповки, выдерживают, не сгорая, 5–10-кратные перегрузки и оказываются непригодными для эксплуатации. При «домашнем» ремонте выдержать требуемые параметры плавкой вставки еще сложнее: при первой же неисправности электрооборудования может сгореть не предохранитель, а машина!

Плавкий предохранитель должен сгореть за время, не превышающее 10 секунд при утроенном, по сравнению с номинальным, значении проходящего по нему тока. Корпус предохранителя при рабочих величинах токов, протекающих через его плавкую вставку, не должен расплавляться, а при кратковременном прохождении тока в 100 А – обугливаться. Качество предохранителя определяется и по падению напряжения на его плавкой вставке, которое, в зависимости от величины протекающего номинального тока, не должно превышать определенных значений: от 0,08 В при 8–10 А до 0,115 В при 30 А. Более высокие значения свидетельствуют об излишней «прожорливости» предохранителя: он отбирает «на себя» напряжение больше положенного и поэтому быстро перегорит, не обеспечив работу вполне исправной электроцепи. Слишком низкое падение напряжения, наоборот, свидетельствует о малом сопротивлении вставки – в критический момент она не сможет вовремя сгореть.

Виды предохранителей

Существует около десятка разновидностей предохранителей, отличающихся своей конструкцией. Колодочные (1) применялись на заре автомобилестроения. Они имели простейшую структуру и представляли собой изоляционную основу (колодку) с парой контактов, между которыми наматывалась плавкая вставка – медная или алюминиевая проволочка определенного диаметра и длины, рассчитанная на ток 8–10 А.

В случае перегорания предохранитель восстанавливали, заменив проволочку, запас которой был намотан тут же на колодке. А если нужно было увеличить номинал предохранителя (например, до 30 А), использовали более толстую проволоку или к тонкой добавляли еще две.

Стеклянные (2) имеют плавкую вставку в виде проволочки, расположенной внутри стеклянной трубочки и припаянной к металлическим колпачкам на ее краях. Применение такой вставки точно подобранного диаметра позволяет выпускать предохранители с большим диапазоном значений их номиналов.

Если под рукой нет запасного, сгоревший стеклянный предохранитель также можно восстановить: вместо перегоревшей вставки припаивают новую. Следует помнить, что в таком случае нельзя выбирать диаметр проволочки произвольно – если она будет слишком толстой, отремонтированный «защитник» может превратиться в «жучка»-поджигателя.

Цилиндрические плавкие вставки (3) широко используются в автомобилях ВАЗ. Это простая и дешевая конструкция, в которой плавкая вставка изготавливается из листового металла толщиной 0,22 мм и закрепляется на пластиковом или керамическом цилиндрическом основании. Такие предохранители выпускаются в основном двух номиналов – на 8 и 16 А.

Силовые плавкие вставки (4) предназначены для защиты мощного электрооборудования (стартера, генератора и т.д.) легковых и грузовых автомобилей. Изготавливаются в виде алюминиевых пластин-перемычек и рассчитаны на силу тока 30–60 А. Их крепят в установочных корпусах винтами и в случае перегорания заменяют новыми. На некоторых иномарках (например, Ford) для защиты силового электрооборудования и аккумуляторной батареи в ее плюсовом выводе вмонтирована плавкая вставка в виде проводника длиной 10–12 см, рассчитанная на рабочий ток 55–60 А.

Биметаллические (5) представляют собой пару контактов, соединенных двухслойной металлической токопроводящей пластиной, которая деформируется при нагревании от проходящего по ней тока. Они работают по тому же принципу, что и бытовые автоматические пробки – после устранения причины перегрева остывают и нажатием пусковой кнопки переводятся во включенное положение.

Обычно такие предохранители используются для защиты электрооборудования грузовых и некоторых легковых автомобилей. Выпускаются номиналом 10, 15, 20, 25, 30 А.

Штекерные (ножевые) (6) применяются в большинстве машин. Существует несколько типоразмеров таких предохранителей, которые условно можно разделить на малые (серия «мини») (a), средние («миди») (б) и увеличенные («макси») (в). Они одноразовые, но обладают рядом преимуществ, среди которых – надежный контакт в коммутируемой цепи, удобство съема и установки, расширенный диапазон номиналов рабочего тока. Штекерные предохранители удобны и безопасны. Их легко отличить друг от друга: плавкие вставки запрессованы в полупрозрачные пластиковые корпуса, цвет которых соответствует определенной величине рабочего тока. Например, у наиболее распространенных ножевых предохранителей серии «миди» коричневый цвет соответствует 5 А, красный – 10 А, синий – 15 А, желтый – 20 А, белый – 25 А, зеленый – 30 А. Предохранители серии «макси» имеют увеличенные размеры и иную цветовую маркировку: желтый цвет соответствует 20 А, зеленый – 30 А, красный – 40 А, голубой – 60 А, коричневый – 70 А, светло-желтый – 80 А, сиреневый – 100 А и т.д.

Расположение и замена

Для удобства эксплуатации предохранители располагают в блоках – корпусах, которые, в зависимости от марки машины, могут находиться в различных местах. Обычно корпуса накрыты крышками, защищающими контакты от попадания пыли, влаги и грязи. Нужные предохранители определяют, пользуясь схемой их расположения, приведенной на корпусе или крышке блока. При работах с электрооборудованием автомобиля не рекомендуется вынимать предохранители металлическим инструментом (например, отверткой), а также проверять исправность цепей на «искру» (замыкать провода на «массу»). Такая самодеятельность может вызвать перегорание токоведущих дорожек блока, замыкание выводов установленных в нем реле и, как следствие, – выход из строя электронных блоков управления, в том числе бортового компьютера.

Чтобы избежать подобных неприятностей, перед заменой сгоревшего предохранителя следует отключить соответствующий энергопотребитель (например, фары). В руководствах по эксплуатации некоторых машин рекомендуется перед началом работ отсоединить «минусовый» провод от АКБ. В зависимости от конструкции корпуса блока и его местонахождения замену предохранителей можно производить пальцами, пинцетом и даже плоскогубцами. Не рекомендуется заменять сгоревшие предохранители другими, более высокого номинала или не предусмотренными конструкцией автомобиля, а тем более металлическими «суррогатами» – канцелярскими скрепками, гвоздиками, проволочками и т. д.

Если точно установлено, что проверяемая цепь исправна, сгоревший предохранитель можно временно заменить сложенной в несколько раз полоской из алюминиевой фольги. При повторном сгорании следует проверить исправность защищаемого электроузла, а также его проводку, и принять меры к устранению поломки. Исправность предохранителя определяют по целостности его плавкой вставки. Если на глаз это сделать трудно, проверку производят с помощью омметра. Можно использовать и автомобильную лампочку мощностью не более 10 Вт, подключив через нее предохранитель к АКБ. Если плавкая вставка исправна, лампочка должна гореть.

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 33 (515) от 17 августа 2004 года

проверено на себе

Дорожный патруль: как я была инспектором ДПС

эх, дороги!

Трамваи переедут на Литовскую

Медовый месяц на велосипедахдо 16 и после

Медовый месяц на велосипедах

вести с полей

«Сельского» министра встречали батюшки

чтобы помнили

Сверкая грозным именем «Курск»…

stop!

Коренная пустынь: вход запрещен?

безопасность

Вокзал оборудовали камерами

кошелек

Бензин подешевел

эхо войны

Курянин сбежал из больницы на встречу с Аушевым

редкая болезнь

В Курске живет «стеклянный» мальчик

зараза

Покупая арбуз, вы рискуете подхватить брюшной тиф

за бугром

Курянин в Нью-Йорке: «Бруклин – это как Россия»

перестройка

Теперь в Курске может спеть Пугачева

скандал

КИСО выгоняет детей из спортзала?

потребитель

Курян выводят на чиcтую воду!

всяко-разно

Плату за жилье «рассекретили» — гражданам разъяснят, за что с них берут деньги

огонь!

Владельцы собак охотятся неделей раньше

происшествия

Поезд столкнулся с комбайном

происшествия

Происшествия

спорт

Черный вторник «Авангарда»

спорт

Олег Делов: «Нам нужна психология победителей»

спорт

Курян ждут путевки на первенство мира

спорт

ФУТБОЛ В РОССИИ И ЕВРОПЕ

автосалон

Если под капотом «закипело»

автосалон

Секреты КПП

планета загадок

На месте падения Тунгусского метеорита обнаружены обломки инопланетного космического корабля

планета загадок

Найдено существо из людских кошмаров

планета загадок

В Алтайском крае ребенка вырастила собака

здоровьечко

Противоречивая дыня

здоровьечко

В медовый Спас надо есть огурцы!

здоровьечко

Половину суточной нормы воды человек получает с едой

здоровьечко

Лук – от всех недуг

здоровьечко

Солнечное лекарство

дела домашние

Помидоры – впрок, чтобы вышел толк

дела домашние

Как продлить жизнь ковра: 5 секретов

дела домашние

Сад-огород

В Болгарии Наташа стала «Мисс «Русская водка»лицо номера

В Болгарии Наташа стала «Мисс «Русская водка»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 22 635
Посетителей вчера 32 219
Всего c 10 марта 2003 120 545 824

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024