Гори, гори, моя свеча!
Сегодня мы поговорим о свечах . Обычные свечи зажигания рассчитаны на 20–30 тыс. км пробега. Свечи с биметаллическими электродами бесперебойно служат 40–60 тыс. км. Самыми долговечными являются свечи с электродами из платины. Они выдерживают 80–90 тыс. км пробега. Однако все свечи отказывают одинаково гораздо раньше положенного им срока. В чем дело? Попробуем разобраться. Итак, поехали
Причины плохой работы свечей зажигания следует искать в горючем. Точнее в присадках, которые туда добавляют для увеличения октанового числа. Это так называемые антидетонаторы, самым эффективным из которых является запрещенный ныне тетраэтилсвинец. Кроме того, что этилированный бензин исключительно ядовит (окрашен в красный цвет), он еще и смертелен для каталитических нейтрализаторов.
Эту гадость заменили экологически более чистые добавки: метил-трет-бутиловый эфир и железосодержащие присадки на основе химического соединения под названием ферроцен. Эффективность этих присадок весьма высока (до 60%, в сравнении с тетраэтилсвинцом), они недороги, легко растворяются в бензине, за что и популярны среди недобросовестных производителей горючего. Однако передозировка «железа» создает проблемы для двигателя. Сначала изолятор центрального электрода приобретает яркий кирпичный цвет, потом темнеет – до бурого с черными включениями. С этого момента двигатель начинает хандрить: снижаются разгонная динамика и максимальная скорость машины, повышается расход топлива, поскольку свечи перестают регулярно воспламенять горючую смесь.
Как правило, проблемы с двигателем начинаются через несколько часов после заправки бензином с избытком железа. Поначалу ферроцен никак себя не проявляет. Однако при высоких нагрузках двигатель начинает давать сбой, падает крутящий момент. Это означает, что избыток присадки породил отложения железа на изоляторе центрального электрода и искра стала уходить по верху свечи – по «ржавому» изолятору, который стал токопроводным.
Интересно, что импортные свечи именитых производителей перед железными присадками оказываются менее устойчивыми, чем российские. Если наши свечи выдерживают 10 часов работы на бензине с передозировкой ферроцена, то, например, дорогой четырехэлектродный «паук» первые признаки недомогания выказывает через шесть часов, а к восьмому часу начинаются сбои в работе двигателя. Поэтому дело не в «крутизне» свечей. Передозировка «железного» антидетонатора одинаково убийственна и для дешевой, и для дорогой свечи.
Еще одна деталь. Если проверить холодные свечи на пробой, то они работают как надо. Утечки искры по «рыжему» изолятору не видно. Однако стоит двигателю разогреться, как сбои возобновляются. На горячих свечах с рыжими изоляторами можно обнаружить черные полоски. Вся каверза в том, что, чем выше температура в цилиндрах (нагрузка на двигатель), тем быстрее «ржавая» окись восстанавливается в чистое железо (черные полоски), то есть в отличный проводник. Однако через 5–10 минут «отдыха» при выключенном двигателе дорожка-проводник окисляется, исчезает, и работоспособность свечи восстанавливается. Этот «плавающий» дефект способен заморочить даже грамотного водителя.
Что же делать?
Поскольку самостоятельно определить уровень присадок в бензине невозможно, остается выбирать проверенные заправки и возить запасные свечи.
И, наконец, еще один совет. Если автомобиль работает без детонации на «93-м» бензине, остерегайтесь лить в него «95-й». В нем «железных» присадок может оказаться вдвое больше, это уже проверено. Угробить автомобиль «93-м» бензином куда сложнее, чем «95-м».
Счастливого пути!