Скорость в коробке
У каждого водителя свой характер, а у каждого автомобиля свои возможности. То, что возможности зависят от мотора – это понятно, но у каждого авто между сиденьями находится кочерга, которую периодически надо дёргать. Она уходит в коробку передач. Вот о взаимосвязи возможностей автомобиля с этим таинственным устройством и поговорим. Итак, поехали.
В те далёкие времена, когда автомобилей на улицах было мало, разгоняться по пустой дороге можно было сколько угодно долго, и со светофоров (там, где они встречались) тоже можно было уезжать медленно, нисколько не заботясь о том, что сзади много машин и всем нужно успеть проехать. Поэтому число ступеней в трансмиссиях было невелико и увеличивалось неспешно – к примеру на Форд-Т в начале прошлого века их было всего две, а на старых Волгах ГАЗ-21, которых и сейчас немало, появившихся через полвека с лишним – три. Сейчас пятиступенчатые коробки передач – обыденное явление, да и шестиступенчатые далеко не редкость. Зачем это нужно и что лучше?
Хорошие динамические качества автомобиля, то есть возможность резко «рвануть» – это не только вопрос престижа, это свобода манёвра, и, в конечном счёте, безопасность. Рассмотрим в качестве примера два автомобиля, одинаковых во всём, кроме коробок передач – на одном трёхступенчатая (это, конечно, древность, но для пущей понятности), на другом – пятиступенчатая. Водители обеих машин включили первую передачу, тронулись и разгоняются, и, допустим, раскручивают мотор до 6000 оборотов в минуту. Переключились на вторую – на машине с трёхступенчатой коробкой обороты двигателя упадут (условно) до двух тысяч, а на авто с пятиступенчатой КПП – до четырёх, то есть обороты останутся достаточно высокими, гарантирующими высокую мощность и быстрый разгон. В результате водитель «трёхступенчатой» машины будет долго и вдумчиво раскручивать мотор с не самого выгодного режима, в то время как водитель «пятиступенчатой», уже далеко впереди, быстро разогнав авто, уже «воткнёт» четвёртую.
Долго ли, коротко ли, водитель «трёхступенчатой» машины доберётся до третьей – высшей передачи, и, раскрутив мотор до 6000 оборотов, поедет с максимальной скоростью. (Представим, что оба уже выехали за город и едут по прямой, не особо заполненной автомобилями дороге). В это же самое время, очень далеко впереди, водитель «пятиступенчатого» авто спокойно включит пятую передачу и будет передвигаться с той же скоростью, но с меньшими оборотами мотора, то есть, продлевая мотору жизнь и экономя бензин. А ещё он может (правда, нарушая ПДД) «поддать еще жару в котлы» и разогнаться до куда большей скорости.
В интенсивном городском режиме движения с частыми ускорениями и торможениями коробка передач с большим числом ступеней однозначно предпочтительней. За городом, особенно при наличии мощного низкооборотного мотора, удобнее коробка с меньшим числом ступеней – меньше приходится «перещёлкивать» передачи – но так ли уж часто приходится ездить по хайвэям, не заезжая в города?
С числом ступеней разобрались, теперь обратимся к таким вещам, как «длинная» и «короткая» коробка – при одинаковом числе передач. Речь идёт, конечно, не о размерах коробки передач, а о разнице в передаточных числах – в «длинной» коробке она больше. Опять-таки рассмотрим два авто, одинаковых во всём, кроме коробок передач. Водитель «короткого» авто, поддерживая высокие обороты мотора, разгонится быстрее и быстро наберёт максимальную скорость. Водитель на «длинной» машине разгоняться будет дольше, но до более высокой скорости. Какая из коробок лучше – зависит от темперамента водителя. С «короткой» коробкой автомобиль более динамичен, но чаще приходится переключаться. С «длинной» – не такой резвый, но диапазон скоростей на одной передаче больше, то есть, можно добраться до высшей передачи и кататься на ней со скоростью от пятидесяти до ста с лишним, изменяя её только газом и тормозом. Любители агрессивного «спортивного» стиля предпочтут «короткую» коробку, люди спокойные – длинную.
Тут можно упомянуть ещё и о национальных пристрастиях – на итальянских автомобилях в большинстве своём стоят «короткие» коробки (горячие южане – что тут поделаешь), на немецких и французских авто – «длинные».
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 23 (505) от 8 июня 2004 года
Мэр Углича Элеонора Шереметьева: «Нам нужна трудолюбивая власть»