Зачем куряне звонят по телефону доверия
– По-моему, я беременна. Что делать? Учусь на первом курсе университета. Сказать маме боюсь. Парень мой, вроде бы, не против ребенка, а я не знаю... – в почти еще детском голосе на другом конце провода чувствуется смятение.
Обратиться за советом к родителям? Только не это – считают многие молодые люди. Взрослые не понимают, не принимают и вообще разговаривать с ними все равно что кричать в бездну – никто не ответит. Но выход есть. Можно, например, позвонить по телефону доверия. Таких в Курске несколько. Причем с каждым годом растет количество их абонентов.
«Мой парень – гей»
АнонимнаЯ психологическая помощь по телефону как лакмусовая бумага проявляет основные социально-психологические «заболевания», которыми страдают наши земляки. Как выяснилось во время моего дежурства с консультантами «телефонов доверия», некоторые из них приобрели уже размах эпидемии, другие еще только-только заявляют о себе.
– Мы встречались с ним 2 года и сегодня он сказал, что две недели назад переспал с парнем и ему это понравилось. Что делать? Я его люблю и расставаться с ним не хочу. Я в ужасе...
– Главное, без истерики! – говорит консультант. – Тут уже ничего не поделаешь. Хорошо, что выяснилось сейчас, а не после 10 лет брака. Примите его решение, поддержите его во всем. Может быть, он не будет вашим любовником, но преданней друга у вас не будет.
– Да, но он сам не уверен в том, чего он хочет... возможно, он захочет встречаться с мужчиной, возможно, нет... А мне как быть?
– Если хотите сохранить с ним хотя бы цивилизованные отношения и свое самоуважение заодно, не навязывайтесь, не бейтесь в истериках, не «клеймите позором» его предпочтения. Он – свободный, взрослый человек. Вам самой-то будет приятно, если он, из-за ложного чувства вины, загонит глубоко в себя свои чувства и в финале возненавидит и себя и вас? Не торопите события.
Через полтора часа дежурства снова звонок от того же абонента.
– Мы с ним поговорили и знаете, стало понятно из-за чего были мелкие передряги последнее время... Да и не изменилось ничего в наших отношениях... А то, что он будет пару раз в месяц спать с нашим общим другом... я как-то сочла это не страшным и вполне нормальным. Может, я и дура, но, знаете, как-то чувство ответственности что ли повысилось или доверия... Отношения скорее даже улучшились. А потом у меня почему-то не возникает чувства ревности к мужчине... ну не могу я к мужику ревновать! Спасибо вам за поддержку.
«Дочь отбилась от рук»
«Нынешние дети слишком многого хотят... Дочь отбилась от рук, грубит, поздно приходит домой... Сын не хочет учиться», – негодуют взрослые. «Отец меня не понимает, заставляет рано приходить домой... Мать не отпускает на дискотеку... Они заперли меня в четырех стенах, не разрешают ни с кем дружить... Мне стыдно за то, во что одевают меня родители...» – как бы в ответ жалуются по телефону доверия дети.
– Беда в том, что разрушена старая модель поведения, – утверждает еще один психолог службы доверия. – Мы пытаемся создать из детей нечто совершенное, не являясь таковыми сами. Помня строгости собственного воспитания, боимся просто их любить: проявлять эту любовь, хвалить. Все это приводит к заниженной самооценке у ребенка. В итоге он пытается любыми способами доказать свою самостоятельность, утвердиться среди сверстников и взрослых, но, увы, не за счет личных качеств.
У работников телефона доверия не принято давать категоричные оценки, кого-то осуждать, читать нотации. Главная задача психолога: за короткое время телефонного разговора помочь человеку беспристрастно разобраться в сложившейся ситуации, просчитать возможные варианты дальнейших событий. Но ни в коем случае не давать готовых решений. Каждый самостоятельно делает свой выбор.
Опять тревожно звонит телефон. Дежурный психолог берет трубку и в двадцать пятый раз за день спокойно и доброжелательно говорит: «Здравствуйте. Телефон доверия вас слушает...» Звонит шестилетний малыш: «У меня кошка плохо ест». Вам смешно, а специалист службы доверия совершенно серьезен и долго и внимательно разговаривает с ребенком.
Постоянная клиентка преследует психолога
На телефонах доверия есть свои постоянные клиенты. Например, Галина Павловна знакома с каждым дежурным психологом одной из служб доверия. Она – инвалид II группы, одинока, прикована к постели. Ее навещают соцработники, оказывают помощь. Но пожилой женщине хочется простого человеческого общения. Она звонит, чтобы поговорить про сериалы, рассказать молодым, как надо варить борщ, пожаловаться на болячки. 19-летний Сережа начал звонить сюда еще школьником. Были проблемы с одноклассниками. Сейчас он студент, говорит, что друзей много, но откровенничать на некоторые темы, например, про отношения с девушками, может только с консультантом. Иногда звонит просто, чтобы спросить, как дела.
Но есть и проблемные клиенты. Например, Светлана. Эта женщина психически больна. Ей 31 год, но голос – как у ребенка. Она очень откровенно рассказывает про свои сексуальные проблемы. Налицо явная озабоченность. Светлана предпочитает консультантов-мужчин. После разговора начинает выяснять, как их зовут, нельзя ли с ними встретиться лично. Есть ли у них жены, дети... (теперь мне понятно, почему консультанты службы доверия работают под псевдонимами).
Развод супругов или измены нарушают жизненный уклад. Кажется, что бывшие некогда доброжелательными коллеги «подсиживают», разлюбили дети, разонравилась квартира, и вообще все идет наперекосяк. Выговориться, излить душу так важно в эти моменты. Но кому? Оказывается, лучше всего постороннему, незнакомому человеку. Психолог общается с абонентом по обычному телефонному аппарату, без определителя номера. Ему необязательно называть настоящее имя (правда, и о себе он ничего не сообщает). Вы можете пригласить к телефону психолога-мужчину или, наоборот, женщину. Вам пойдут навстречу, если возникнет желание довериться человеку старшего возраста.
Работающие в службе доверия психологи – опытные специалисты. Знания и собственная интуиция помогают им порой отвести человека от последней черты, даже если он уже решил добровольно уйти из жизни. Зачем же тогда звонит по телефону доверия? Надеется, что кто-то остановит, вернет к жизни.
Одними из самых сложных абонентов считаются бывшие «чеченцы». Их пока мало, но после бесед с ними моя собеседница, опытный психолог, 2–3 дня приходит в себя. Она считает, что этим людям просто необходима длительная психологическая реабилитация, причем регулярная. Молодые парни переживают психологический надлом, а потому слишком легко могут перейти грань дозволенного законом. Возникают проблемы в семье, на работе. Они одиноки в своих метаниях, редко кто из них обращается к психотерапевтам, психологам. Это не принято. Надеюсь, что пока.