Почему под Курском разбился самолет
Мы уже сообщали, что 12 августа под Курском разбился учебно-тренировочный самолет Як-55М. Военная инспекция Министерства обороны провела расследование гибели воздушного судна. Ее вывод – к катастрофе привела «кратковременная потеря работоспособности летчика при выполнении фигуры высшего пилотажа».
Погибший пилот Валентин Мотовицкий, мастер спорта по высшему пилотажу, входил в десятку лучших пилотажников России на спортивных машинах. В тот злополучный день он тренировался перед субботним авиашоу. Выполнил несколько фигур, в том числе знаменитую «мертвую петлю». Именно после исполнения этого элемента произошла катастрофа: неожиданно самолет стал резко снижаться и упал в поле в двухстах метрах от автомобильной трассы. Свидетели, наблюдавшие аварию из командного пункта, видели, как машину раскачивало в воздухе. Складывалось впечатление, что самолетом никто не управлял.
Курская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело. Идет следствие, которое должно завершиться к середине октября. В ходе него, в частности, проверят выводы военной инспекции.
– Очень хотелось бы, чтобы нам пояснили термин «временная потеря трудоспособности», пока абсолютно непонятно, что под этим выражением имелось в виду, – комментирует ход расследования старший следователь транспортной прокуратуры Сергей Ольховников. – О каких-то выводах говорить рано. Но мы уже можем сказать, что все технические системы самолета в момент удара работали. Свидетели, видевшие катастрофу из командного пункта, находились достаточно далеко. Человеческий глаз несовершенен, и нельзя что-то утверждать, опираясь только на их слова. Есть еще свидетели, наблюдавшие аварию с трассы. Их мы еще не опрашивали.
Як-55М, самолет-акробат, как его называют летчики, в Курске был единственным. Валентин Мотовицкий пересел на него со своего Як-52 недели за две до катастрофы. Специалисты говорят, что к новой машине надо привыкнуть, а у пилота было меньше месяца до показательных выступлений. Последние две недели он работал практически без выходных: в «перерывах» между тренировками – выступления в Кшени, Касторном, в Белгородской области. Мотовицкий исполнял должность заместителя начальника по летной подготовке аэроклуба РОСТО. Одной из его обязанностей было «проверять на себе» всю летную технику. В 1994 году аэроплан, который испытывал пилот, упал с трехсотметровой высоты. Тогда Валентин Николаевич несколько месяцев пролежал в больнице. В РОСТО об этом случае почему-то предпочитают молчать. По словам жены, Мотовицкий в этом году собирался уходить из авиации, хотел найти более высокооплачиваемую работу, чтобы содержать семью. Не успел У Валентина Мотовицкого остались взрослый сын в Туле и шестилетняя дочка в Курске.
Кстати, это не первый случай падения самолетов на территории нашей области. В послевоенные годы подобное происходило как минимум еще дважды. 27 декабря 1989 года в истребителе молодого лейтенанта по фамилии Борщ отказал двигатель. Летчик увел самолет от города в район села Сапогово Курского района и катапультировался, а крылатая машина рухнула в поле. 3 марта 1994 года во время тренировочного полета у МиГ-23 заглох мотор. Майор Владимир Живолуп, пилотировавший истребитель, три раза пытался завести двигатель, но безрезультатно. Самолет терял высоту слишком быстро и упал на окраину Курска, разрушив жилой дом №59-а по улице Братской. В результате возникшего пожара погибла пожилая женщина, а летчик два месяца пролежал в госпитале.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Елена
1 марта 2012, 01:13город: Курскв статье имеется ошибка. военный самолет упал не 3 марта 1994 года а 2 марта в первой половине дня