Обоянские катакомбы: подземные ходы или остатки подвалов
«Будучи еще молодым человеком, я услышал, что недалеко от моего дома рабочие обнаружили ход, ведущий под землю. Копали яму под какие-то коммуникации, и ковш экскаватора наткнулся на пустоту. В городе давно ходили легенды, что в старину между церквями монахи построили подземные дороги. Но времена тогда были другие – впору было строить, а не в истории копаться, и никто этим вопросом всерьёз не заинтересовался». Такую историю поведал «ДДД» коренной житель Обояни.
Копать тогда, по его словам, не прекратили, поэтому к позднему вечеру, когда они с другом спустились вниз, ход с одной стороны был уже почти засыпан землёй. А с другой – зияла пугающая темнота. Парни вошли внутрь. Ход оказался узким и небольшим в высоту: максимум метр шестьдесят сантиметров, поэтому идти в нём можно было только согнувшись, гуськом друг за другом. «Я поднял руку и нащупал деревянные подпорки, они крошились под моими пальцами. Стало страшно: а вдруг сейчас рухнет все на нас, – вспоминает читатель. – Шепчу товарищу: «Разворачивайся!» – а звук голоса такой, будто в вату говорю. Мы выскочили оттуда, вдохнули полной грудью свежего воздуха и разошлись по домам. Родным рассказали, но они восприняли это как юношескую шалость, ругали, конечно, за неосторожность, но и забыли тоже быстро». Нам стало интересно, действительно ли райцентр скрывает под собой какие-то тайны, или это всё досужие сказки.
Обоянь, триста пятьдесят лет назад – городище Боян, строилась как крепость, со всех сторон её окружал ров с водой. Прямо за рвом на холме стоял Богородецко-Знаменский мужской монастырь. В 1700 году он горел, при советской власти его трижды пытались взорвать, но лишь во время войны немецкие снаряды сравняли здание с землёй. Остатки каменной стены, защищавшей божий дом, частично сохранились по сей день и используются жителями по своему усмотрению: в качестве забора или даже стен дома. По версии краеведов, именно от монастыря начинались и тянулись под всем городом лазы. Их, как и везде на Руси, строили монахи для спасения собственной жизни, потому как в те времена еще не были забыты разорительные набеги крымских татар. Если мысленно провести линии через места, где строители на глубине 5–6 метров неоднократно находили в земле пустоту, можно предположить, что лазы доходят до церквей в других концах города. Эту идею поддерживают краеведы. Вполне вероятно, что своды входа были укреплены каменной кладкой и заканчивались прочной дверью, ведь главной целью стояло не сообщение между церквями, а сохранение жизни.
Но местное духовенство опровергает существование подземных ходов под Обоянью. Отец Геннадий, служитель Троицкого собора, по этому поводу сказал так: «Подземные ходы были в крупных городах. Но строить их здесь? Не вижу смысла в том, чтобы соединять церкви с монастырем. И мнение о том, что ходы нужны были для спасения, мне тоже хочется развенчать: монахи никогда бы не покинули свою обитель. Вероятно, строители натыкались на старые фундаменты домов, которые раньше были арочными, их форма давала людям основание предположить, что перед ними подземный ход». С этим, в свою очередь, тоже можно не согласиться: краеведы утверждают, что выкладывать лаз кирпичом у монахов не было возможности: слишком много людей, сил и времени потребовалось бы на это. Максимум – деревянный настил, который со временем прогнивал, и ходы оседали. Наверное, поэтому за последние 20 лет остатки подземной дороги больше никто не находил. И вопрос о том, что же это все-таки было, отпал сам собой. А ставшая легендой история живет и уже передается из поколения в поколение.
Татьяна ШЕВЦОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Анатолий
4 ноября 2021, 02:06e-mail: tolisikovcharov@gmail.com, город: Обоянья тоже, знаю и видел лично кирпичны ход и знаю и слышал и тоже интересная история для меня, так как я 1990 г.р.в 95 году был в одном из них,и слышал и тоже хочется знать правду ,а не миф,спасибо