Корабль «Льгов» и Карибский кризис
В 1961 году в финском городе Турку по заказу Советского Союза было построено грузовое транспортное судно «Льгов». Своё имя оно получило по инициативе льговских пионеров. Впереди у крупнотоннажного корабля было 25 лет плаваний. Он побывал в десятках стран. Важную миссию сухогруз выполнил в 1962 году, во время Карибского кризиса, тайно доставив на Кубу вооружение. Через год «Льгов» оказался в центре мирового скандала – у берегов Острова Свободы его обстреляли военные самолеты США.
Просьба льговских пионеров
На родине Аркадия Гайдара, в городе Льгове Курской области, с конца 1950-х образовалось мощное пионерское движение. Вдохновителем был директор льговского Дома пионеров Семён Лагутич, человек, увлеченный краеведением. Ребята под его руководством постоянно выступали с какими-то инициативами. Однажды их посетила идея попросить назвать теплоход именем их города. Посчитав, сколько они собрали металлолома за несколько лет, пионеры Льгова написали письмо в Министерство морского флота: «Мы, пионеры Льгова, собирали металлолом. Собрали 22 тысячи тонн! Нам бы очень хотелось, чтобы из него сделали маленькое судно, дав ему название «Льгов» в честь нашего города».
Из Москвы ответили: «Постараемся выполнить вашу просьбу».
«Через некоторое время из Ленинграда пришло письмо от бывшего кружковца, курсанта морского училища Валерия Редченко. Он писал, что видел в Ленинграде большой новый корабль, построенный в Финляндии, на борту которого было написано «Льгов». Длиной он больше ста метров, а в воду погружается на девять, – рассказывает в книге «Трудная жизнь Аркадия Гайдара» Михаил Лагутич, сын Семёна Викторовича, тоже краевед. – Впереди у этого судна было 25 лет плавания по морям и океанам. Оно побывало в десятках зарубежных портов. Когда по пути на Кубу его обстреляли военные самолеты Соединенных Штатов, корабль стал известен всему миру. Во многих странах прошли акции протеста. Большой материал об этом инциденте был опубликован в самом популярном журнале того времени «Огонек». Правительство США было вынуждено принести официальные извинения. Неоднократно экипаж «Льгова» занимал первые места в пароходстве по разным показателям. Все эти годы между моряками и пионерами шла переписка и даже случались встречи».
По словам Михаила Лагутича, на металлолом собранный пионерами Льговского района, были построены два тепловоза «Льговский пионер», теплоходы «Льгов» и «Аркадий Гайдар», тепловоз «Аркадий Гайдар», сторожевой катер «Льговский пионер», два трамвая «Аркадий Гайдар» – дар жителям Курска – и автобус «Аркадий Гайдар».
Доставлял на Кубу противокорабельные ракеты
В 50-х годах прошлого века США и СССР интенсивно наращивали ядерные вооружения. Ситуация обо-стрилась после того, как в 1957 году американцы разместили на территории Греции и Турции ракеты средней дальности типа «Юпитер». Это создавало для нашей страны новое «окно уязвимости» из-за малого, по сравнению с межконтинентальными ракетами, времени подлета к промышленным центрам юга европейской части страны.
Предпринимая ответные действия, советское руководство воспользовалось ситуацией, сложившейся после победы на Кубе в 1959 году революционных сил во главе с Фиделем Кастро. СССР сразу признал новое правительство Кубы. А руководство США организовало высадку десанта в районе Плая-Хирон с целью свержения власти коммунистов. Американский десант потерпел поражение. Но США не отказались от своего курса в отношении Кубы.
К весне 1962 года кубинское и советское руководство пришли к выводу о необходимости принятия мер, которые бы помешали американцам осуществить агрессию против Кубы. Летом 1962-го началась грандиозная операция под кодовым названием «Анадырь» по развертыванию на Кубе советской группировки войск и размещению наших ракет среднего радиуса действия, способных нести атомные заряды. Сухогруз «Льгов» был одним из кораблей, на которых тайно доставлялось вооружение.
«Наш Ракетный отдельный дивизион стоял в порту Советск Калининградской области. В начале июля 1962 года ночью нас подняли по тревоге, произвели построение и зачитали приказ о выходе в море на боевые учения, – делился воспоминаниями один из членов экпиажа Николай Спиридонов. С июля 1962 года по апрель 1963-го солдат-срочник находился в составе ограниченного контингента советских войск на Кубе. – В порту стоял корабль «Льгов» – грузовое транспортное судно Ленинградского пароходства. Странно, что на военные учения в открытое море мы вышли на этом судне. А перед этим было приказано сдать личные вещи, документы и военно-морскую форму. Когда мы вошли в нейтральные воды, все прояснилось. Нас ознакомили с приказом о защите берегов дружественной нам Кубы. Потом мы узнали, что корабль загружен противокорабельными беспилотными ракетами типа «МиГ-17», каждая из которых несла тонну взрывчатого вещества».
Спиридонов рассказывал, что всё проходило в обстановке строжайшей секретности. «Мы шли на Кубу в штатской одежде. Личные вещи и документы, кроме партийных и комсомольских билетов, нам вернули по прибытии на Остров Свободы. Позже родителям в деревню Ново-Киселевку Кондольского района командование сообщило мой новый адрес для писем: Москва, почтовый ящик 295-Ю. Это вызвало у них недоумение, так как в октябре-ноябре 1962 года я должен был демобилизоваться. Домой нам разрешили написать лишь к Новому году. Мы знали, что письма проходили жесткую цензуру.
Судно, на котором мы шли, было грузовое транспортное. Оно было не приспособлено для перевозки ракет и людей. Трюмы забиты до отказа военным грузом и людьми. Выходить на палубы днем запрещалось. Морская болезнь превратила крепких моряков в скелеты».
Командовал подразделением судна «Льгов» майор Бугатин, родом из Тамбова. К кубинским берегам корабль шёл 22 суток. Место прибытия: порт Никара города Банас провинции Ориенти, в 950 километрах от столицы Гаваны. На месте дислокации командование дивизионом (две батареи) принял майор Юрченко. Советских моряков представили кубинцам специалистами сельского хозяйства.
Лишь 3 сентября 1962 года было опубликовано советско-кубинское коммюнике об оказании Кубе военно-технической помощи. На Острове Свободы к тому времени было тайно размещено несколько стартовых позиций советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками.
Территория Америки оказалась уязвимой для удара: малое подлетное время советских ракет не давало возможности осуществить запуск ракет-перехватчиков.
В октябре 1962 года президент США Джон Кеннеди объявил об установлении морской блокады Кубы. Все суда, идущие к острову, должны были досматриваться американскими военными. Кроме того, Кеннеди требовал в кратчайшие сроки демонтировать и вывезти с Кубы советские ракеты. Вооруженные силы обоих государств были приведены в состояние полной боевой готовности. Так, 60 лет назад мир оказался перед реальной угрозой применения ядерного оружия двумя сверхдержавами и фактически на грани гибели. Сами кубинцы называют этот период своей истории «октябрьским кризисом», в США он более известен как Кубинский ракетный кризис, в советской истории – как Карибский кризис.
В той ситуации ядерные боеголовки сыграли роль сдерживающего фактора. В руководящих кругах сверхдержав возобладало мнение о том, что обмен ударами будет иметь необратимые последствия. Благоразумие взяло верх – Никита Хрущев и Джон Кеннеди сумели заключить соглашение. В обмен на обязательство США не нападать на Кубу СССР убрал с острова свои ракеты. Американцы, в свою очередь, демонтировали «Юпитеры», находившиеся вблизи границ СССР. Правда, на это потребовалось время.
Ракетный дивизион, в котором служил Николай Спиридонов, был выведен с Кубы в апреле 1963 года.
«Лишь вернувшись со службы, я узнал, что люди в нашей стране получали скудную официальную информацию о том, что происходило на Кубе», – вспоминал Спиридонов.
Обстрел со стороны американцев и нота протеста
17 марта 1963 года у порта Исабела-ла-Сагуа два катера группировки «Альфа-66» обстреляли стоящее на якоре советское торговое судно «Льгов» (LGOV), несколько пуль попали в дымовую трубу. Экипаж судна возглавлял Александр Африканович, имевший военный и огромный судоводительский опыт. Благодаря мужеству и хладнокровию капитана, не растерявшегося в эти минуты, экипаж был спасен от паники и возможных жертв.
19 марта главари контрреволюционных кубинских организаций на своей пресс-конференции в Вашингтоне заявили, что советское судно было обстреляно их группой.
27 марта Министерство иностранных дел СССР направило посольству США в Москве ноту протеста по факту нападения на советское судно «Льгов», вину за этот пиратский акт советское руководство возлагало на США: « Предоставляя свою территорию и материальные средства кубинским контрреволюционерам для организации пиратских налетов на республику Куба, США фактически ведут дело к опасному обострению обстановки в районе Карибского моря и во всем мире
Совершенно очевидно, что правительство США полностью несет ответственность за действия кубинских контрреволюционеров, в том числе и за совершенное ими нападение на советское судно «Льгов». Поощрение таких действий со стороны США находится в противоречии с договоренностью, достигнутой между правительством СССР и США об урегулировании кризиса в районе Карибского моря».
США были вынуждены принести официальные извинения.
Подарок льговчанам от экипажа корабля
В 2011 году сотрудники льговского мемориального музея Аркадия Гайдара получили письмо от жителя Санкт-Петербурга Виталия Хомутченко, несколько лет прослужившего первым помощником капитана на теплоходе «Льгов». В составе экипажа корабля, носящего имя одного из городов Курской области, он находился с 1971 по 1986 год, вплоть до списания теплохода с баланса. Он рассказал, что экипаж «Льгова» не раз признавался лучшим в Балтийском морском пароходстве СССР.
Хомутченко сообщил, что у него сохранились фотодокументы последних дней теплохода. Вместе с письмом моряк выслал и фотографию «Льгова». Он рассказал, что сохранил отдельные приборы, кормовой и гафельный флаги легендарного сухогруза.
В музее также хранится фотоальбом, подаренный льговским пионерам экипажем корабля. На титульном листе надпись: «Пионерам г. Льгова от комсомольцев теплохода «Льгов». 1965 год». Там указаны все технические характеристики. Длина – 139,5 метра, ширина – 17,6 метра, осадка – 7,9 метра, грузоподьемность – 8000 тонн, скорость – 16 узлов. Указано также, что государственный флаг был поднят на корабле 12 августа 1961 года.
Списан и утилизирован «Льгов» в 1986 году.
Николай ЛАПИН, фото fleetphoto.ru, narod.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 05 (1476) от 31 января 2023 года
Курск зажигает огни «Парада звезд 80-х». 8 Марта – целых два концерта в один день!
В аварии под Тулой погибли 9 человек в микроавтобусе с курскими номерами
Курянам в феврале направят 250 тысяч единых квитанций на оплату ЖКУ