Курянка собрала коллекцию деревенского быта
Людмила Токолова из Железногорского района вот уже 18 лет собирает предметы курского быта. Сейчас в ее коллекции 532 экспоната. «Места, чтобы всю эту красоту выставить на всеобщее обозрение, к сожалению, нет. Поэтому часть храню в сундуках (тоже старинных, кстати), то, что большого размера, например, прялки, – в сарае. А есть вещи, которыми с удовольствием пользуюсь в быту», – рассказывает курянка. Мы побеседовали с Людмилой Ивановной и узнали, для чего нашим предкам нужна была ступа, как магарыч помог самовар спасти и какие чудеса творит луковая шелуха с марганцовкой.
За люлькой на телеге по бездорожью
«К старинным вещам всегда относилась с особым уважением, – говорит Людмила Ивановна. – Это же наше прошлое – интересное, доброе и теплое. Возьмешь в руки рубашку женскую и обомлеешь, когда узнаешь, сколько ей лет! Несколько поколений женщин носили ее, по наследству передавали, а она прекрасно сохранилась».
Людмила Токолова руководит коллективом «Жизнь продолжается». Бабушки поют, гастролируют, их приглашают на федеральные каналы. «И мы выступаем в рубахах, которым больше 300 лет, – с гордостью замечает Людмила Ивановна. – Искала их в разных деревнях Курской области. У некоторых старушек они еще сохранились. Такое хорошее качество материала, из которого они сшиты, что не в пример современным тканям. Когда с коллективом выступали в других городах: Москве, Санкт-Петербурге – зрители поражались, откуда у нас такие рубахи. Мол, это же настоящее сокровище. Как-то буквально умоляли продать, приличную сумму предлагали. Но мы ни в какую!»
«Музей курского быта» – так Людмила Ивановна называет свою коллекцию, разложенную по сундукам да отправленную в сарай на хранение. Чтобы достать все, понадобится очень много времени. Но каждая вещь у курянка записана в тетрадь, ни одна без учета не осталась.
– Первым экспонатом моего музея стала лампадка, – рассказывает Токолова. – Старики в деревнях умирают, и все их имущество часто оказывается на свалке. Не интересуется молодежь прошлым, избавляется от таких предметов. А я нахожу и спасаю. Так с лампадкой и было. Ее разбитую я нашла в куче хлама, забрала, починила... Если с мужем едем на машине и проезжаем мимо сгоревшего дома, всегда прошу его остановиться. Он меня ждет, а я завалы исследую. Так, в одном из сгоревших домов нашла старенький проигрыватель. Огонь уничтожил его крышку, но сам он не пострадал. Принесла домой, почистила. Дай, думаю, проверю, включу в розетку... А он работает!»
Еще в одном заброшенном доме Людмила Ивановна нашла иконки. «Они все в саже, грязи были, – рассказывает она. – Но глаза боятся, а руки делают. Берешь щеточку, мягкую ткань и аккуратно изображение чистишь. По сути, вторую жизнь даю старинным предметам».
Как-то Токолова узнала, что в деревне Дмитриевского района сохранилась старинная деревянная люлька. Ее подвешивали к потолку и укачивали малышей. «Сразу же подхватилась, муж довез меня до поворота на деревню и высадил. «Дальше сама, – говорит. – По такой грязи машина не проедет». Так пришлось нанимать лошадь и за магарыч меня до места доставили. И не зря тряслась в телеге – люлька оказалась в прекрасном состоянии. Дома ее от пыли почистила да морилкой покрыла. Даже веревочки, на которые ее подвешивали, не истлели. Когда отправляюсь в такие поездки, всегда беру с собой что-то, чем можно отблагодарить людей. Как правило, от денег все отказывались, старикам важно, чтобы эти предметы попали в надежные руки. Едешь к старушке, купишь простыню или полотенце ей в подарок, кому-то коробку конфет вручишь».
Подушки как символ достатка
Есть у Людмилы Ивановны в коллекции три старинных утюга. Ими гладили, засыпая через крышку горящие угли. «Утюги, несмотря на одинаковый принцип работы, отличаются друг от друга, – рассказывает наша собеседница. – Один внешне простенький, другой с орнаментом, то есть побогаче. Раньше же утюгами хвастались друг перед другом – не у каждого в доме такое богатство было».
Наши предки умудрялись не только гладить одежду без утюгов, но и стирать без мыла. А помогал пральник. «Стирать белье раньше называлось «прати», – поясняет Токолова. – Отсюда не только пральник, но и прачка, прачечная. Шли на реку, вещи в воде били пральником, избавляясь таким образом от грязи. Без мыла и порошка все прекрасно отмывалось. Далее одежду важно было не пересушить, нужно, чтобы она оставалась влажной. Раскладывали ее на столе и скалкой, которой мы тесто раскатываем, долго катали по ткани, убирая все складочки и заломы. Одна 96-летняя бабушка мне рассказывала, что поступали еще и так: прикладывали вещь на грудь и руками начинали разглаживать, растягивать. Вы только представьте, сколько сил и времени нужно было приложить, чтобы так «погладить» одежду!
В большом сундуке Людмила Ивановна хранит расшитые полотенца. «Какую же красоту наши предки создавали, – замечает она. – Обратите внимание, орнамент у рушников разный, а как вышито все аккуратно! Вообще, в старину к полотенцам особое отношение было. Молодежь уже и не знает, как раньше заведено было в деревенских домах... А именно: была традиция на стенах вешать иконки, фотографии родных... И все это обязательно накрывать сверху рушниками. И чем было больше таких полотенчиков, тем лучше. Своего рода сигнал соседям, что в этом доме живут трудолюбивые люди, да еще и с достатком. И если в доме есть девка на выданье, знали, что приданое ей соберут хорошее. А еще свидетельством благосостояния были подушки. Раньше их набивали только гусиным пухом. То есть люди держали птицу, да еще в очень большом количестве, раз столько подушек пухом набили. Причем не допускалось, чтобы в подушку попало целое перо со стержнем, которое может уколоть».
Есть у Людмилы Ивановны зеркало, не обратить внимание на которое просто невозможно. Деревянная рама с изящной резьбой буквально притягивает взгляды.
«В одной курской деревне жил великолепный мастер по дереву, – рассказывает Токолова. – Всю мебель он из дерева делал, украшал резьбой. Такого сейчас не встретишь. Так он предлагал мне все это забрать. Но куда мне шкафы с сервантами ставить? Да и не увезти их, настолько они массивные. Взяла только старинное зеркало. Само полотно, конечно, со временем потускнело, амальгама где-то потрескалась, но внешне это шедевр!»
«Громче делай», – кричат соседи
– Нашла как-то старенький патефон, – продолжает знакомить нас с экспонатами коллекции Людмила Ивановна. – Им часто пользовались, все колесики стерлись – не играет. Да и внешне его состояние было очень плохим. Тут нужно было или футляр заново красить, или пробовать спасти «родную» отделку. Предпочла второй вариант. Сварила луковой шелухи, добавила марганцовки для обеззараживания и этой смесью обработала аппарат. Теперь стоит у меня как новый. А сколько пластинок я собрала за эти годы! Просто огромное количество. Если музыку и слушаю, то на проигрывателе. У меня их несколько, включая кассетные и бабинные магнитофоны. Еще в советское время купить просто так проигрыватель было невозможно. Становились в очередь, а потом в рассрочку брали. Ну вот представьте, стоит такой аппарат 60 рублей. А зарплата у меня немногим больше была. Но это меня не останавливало – брала в рассрочку на три года. Появлялась новая модель, я снова оформляла кредит. До сих пор все в целости и сохранности. Когда на огороде работаем, ставлю на подо-конник и включаю музыку. «Погромче сделай», – всегда соседи кричат. И Мордасову ставлю, и Русланову, и Антонова. Очень люблю Высоцкого. Все пластинки, которые с ним выпускали, у меня есть.
– У вас же еще и старинный самовар есть, огонь в котором наши предки при помощи сапога раздували...
– С этим самоваром замечательная история приключилась, – смеется Людмила Ивановна. – Звонят мне как-то знакомые: «Люда, у нас тут бульдозером землю ровняли и самовар засыпали». Тут же нанимаю машину, беру банку самогона и мчусь по адресу. Нахожу мужиков местных: «Ребята, спасайте! Говорят, у вас самовар закопали тут. С меня магарыч». Лопаты в руки – и через час самовар у меня. Отмыла, начистила – такой красавец пузатый! Сейчас, когда гости приходят, чай только в нем завариваем. А получается он необыкновенно вкусным, с дымком.
В коллекции Людмилы Токоловой было девять прялок. «Мы часто возили на разные выставки, в концертах нашего коллектива «Жизнь продолжается» использовали, – говорит курянка. – От переездов часть пострадала. Так муж мой, спасибо ему, все перебрал и из девяти сделал четыре рабочих. Хоть сейчас садись за них и пряди».
Еще один экспонат коллекции – ступа. «Это летательный аппарат Бабы-яги?» – смеемся мы. – «Ну в этой бабка вряд ли летала, маловата будет, – хохочет в ответ Токолова. – Когда-то зерно в ней толкли, а когда стало проще муку на мельнице приобрести, нашли другое применение. Раньше очень многие выращивали табак. Так в этой деревянной ступе листья на махорку толкли».
– А вот интересно, догадаетесь, что это за конструкция такая, – показывает Людмила Ивановна на таз с торчащей из него трубкой и двумя чугунками с другой стороны.
– Неужели самогонный аппарат?
– Он самый! В один чугунок наливали брагу и накрывали точно таким же. От первого отличался лишь тем, что в донышке было проделано отверстие. Стык обмазывали глиной. В отверстие вставляли трубку, которую пропускали через таз. Чугунки с брагой ставили на костер, пар превращался в конденсат и по трубке через таз-охладитель начинал капать в банку с другой стороны. Вот на что народная смекалка способна.
Марина ВЕБЕР
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 49 (1468) от 6 декабря 2022 года
Скидок ниже уже не будет. В Курской области идет декада подписки на газету «Друг для друга»
Обстрелы, перебои с транспортом и зарплата учителей. Роман Старовойт ответил на вопросы курян
Подарки от «Академии Слуха»: второй слуховой аппарат бесплатно!