Магические обряды и загадочные погребения. В Курске археологи показали, как выглядели наши предки в IV веке
Как выглядели, как одевались и какие украшения носили люди, жившие на территории современной Курской области полторы тысячи лет назад? На все эти вопросы отвечает выставка «Лики предков» (0+), открывшаяся на прошлой неделе в областном музее археологии. В экспозиции представлены артефакты, обнаруженные учеными Сейминско-Суджинской экспедиции Института археологии РАН во время исследования могильника рядом с хутором Выдрин Большесолдатского района. Антропологи по останкам, найденным в захоронениях IV–V веков, сделали портретную реконструкцию лиц.
Роскошное погребение князя
– Если говорить совсем просто, то выставка о людях, которые населяли эту землю полторы тысячи лет назад, – говорит научный сотрудник Института археологии РАН Олег Радюш. – В связи с особенностями погребального обряда многие тысячелетия на территории Восточной Европы умерших кремировали – не было останков, которые позволяли бы антропологам восстановить лица живших тогда людей. В уникальной, сложной и неоднозначной культуре – Черняховской, которая в III–IV веках существовала на огромной территории от Румынии и до современной Курской области, умерших не только сжигали, но и хоронили.
Примечательно, что два разных погребальных обряда существовали в одно и то же время. Чем руководствовались, выбирая способ захоронения, сказать сложно. На этот счет есть несколько гипотез: или разделение по племенам, или имел значение социальный статус умершего, или все банально зависело от времени года.
Один из могильников ученые обнаружили на территории Большесолдатского района. «Предыстория этого открытия довольно долгая, – продолжает Олег Радюш. – Все началось в 1918 году, когда в деревне Большой Каменец крестьяне нашли теперь уже известные старосуджанские клады. Как выяснила экспедиция Оружейной палаты в 1927 году, это было роскошное погребение князя – по варварской иерархии того времени, воина высшего ранга. В 1960-е годы известный курский археолог Юрий Липкинг снова обследовал эту территорию и обнаружил следы поселения с черняховской керамикой. И уже в 2013 году мы начали изучать этот археологический памятник. Выявили последовательность существования культур, есть и эпоха бронзы, и ранние славяне, и непосредственно Черняховская культура. Это, конечно, очень важно и интересно, но без могильника, без антропологических материалов не могли продвинуться дальше. Вопросов оставалось очень много».
И только в 2017 году были обнаружены следы могильника. Тогда еще со следами кремации. А так как в Черняховской культуре был биритуальный обряд – и сожжение умерших, и захоронение, то у археологов была надежда, что рано или поздно останки обнаружат. Произошло это в 2019 году.
– На сегодня мы исследовали уже 20 погребений: мужские, женские и даже детские, – замечает Радюш. – В хорошей сохранности было всего восемь. И нам благодаря антропологам удалось восстановить внешность этих людей, сделав портретную реконструкцию. Мужчины очень крепкие, женщины статные. А вот кто они были, узнаем только после ряда анализов, в том числе и ДНК. И тогда у нас откроется совершенно другое понимание Черняховской культуры. Мы узнаем, к какому этносу относились населявшие территорию люди, пришли сюда с других территорий или же изначально жили здесь.
Делая реконструкцию лиц, антропологи лишь предположили цвет глаз и волос. И только результаты ДНК подтвердят или опровергнут эту догадку. Пока же волосы темно-русые, глаза серые. «Однозначно то, что этот некрополь связан с достаточно социально значимой семьей, – говорят археологи. – И есть все основания полагать, что люди из этих погребений были современниками того самого князя, захоронение которого обнаружили крестьяне.
Загадочная «колдунья»
Олег Радюш замечает, что Черняховская культура достаточно лаконичная. Женские погребения часто сопровождаются набором бус. В зависимости от статуса умершей – от простого бисера до сложных наборов с разноцветными бусинами, сердоликами. Также клали фибулы (застежки для одежды). На некоторых из них сохранились фрагменты ткани. «Это позволяет нам определить, в какой одежде ходили люди полторы тысячи лет назад, – поясняет Олег Александрович. – Сейчас можем говорить о том, что нижнее платье было из тонкого льна, а возможно, и шелка. Сверху надевали своего рода плащ из шерсти. Сами фибулы, которые мы находили, из разных металлов. В «богатых», статусных погребениях – из серебра. И в обязательном порядке в погребениях находится посуда. Гончарное ремесло в III–IV веках пережило расцвет».
Посуда разнообразная и по форме, и по отделке. Но обычно гончары делали своего рода сервизы – наборы для винопития. В них всегда есть кубок, миски, горшки, кувшины. «По многолетним наблюдениям мы знаем: чем больше посуды и чем глубже погребение, тем знатнее человек, – замечает Радюш. – При этом украшений в захоронении может быть совсем мало. Еще один любимый предмет, который черняховцы клали в погребение, – гребень из кости или рога. По всей видимости, это было связано с особым, даже священным отношением к волосам. И сарматы любили длинные волосы, и германцы, и представители Черняховской культуры».
Во время исследования могильника в Большесолдатском районе ученые обнаружили женское погребение. Уникальное. А все из-за позы умершей. Женщина была похоронена на боку в позе пешехода с вытянутыми вперед руками, будто куда-то идет.
– В погребении много посуды и различных предметов, – рассказывает Олег Радюш. – Это серебряные фибулы, очень богатый набор бус: 130 синих стеклянных бусин, есть сердоликовые, есть очень дорогие в те времена шарики, орнаментированные в технике миллефиори (разновидность мозаичного стекла, как правило, с цветочным узором). Возле локтя находился латунный пинцет, у пояса необычные подвески – зуб медведя, морская раковина, пряслице и роговое кольцо. Все это говорит не только о высоком социальном статусе умершей, но и ее необычности. Позой пешехода явно пытались что-то передать. А если учитывать и необычные подвески – медвежий зуб и раковину – возможно, умершая имела отношение к каким-то магическим обрядам. Например, была акушеркой и занималась родовспоможением, в том числе и при помощи колдовства.
«По тем временам просто «медведь»
В Черняховской культуре есть такая распространенная деталь обряда, как вторичное погребение. Человека похоронили, а спустя время по каким-то причинам могилу раскапывали, иногда содержимое перемешивали, иногда все полностью выбрасывали. «У нас было одно погребение, размер и глубина которого говорили о том, что оно должно быть очень богатым. Но на дне мы нашли всего два пряслица. То есть оттуда все вытащили. Другое погребение было перерыто, но там осталась рука, часть черепа (он был пробит при жизни человека и не зажил) и посуда, в том числе фрагмент огромной двуручной вазы», – замечает Радюш.
Ранее он рассказывал нам, что одно из предположений, почему проводили обряд вторичного погребения, связан с защитой от нечистой силы. Если умерший человек приносил вред, то его могли откопать и провести определенные ритуалы. Например, залить могилу водой. И необязательно, что умерший приносил вред окружающим при жизни. Как вариант – неправильно умер. Считалось, что у человека есть определенные этапы и он должен был их пройти за свою, по сегодняшним меркам, недлинную жизнь. Тогда 40 лет считалось уже солидным возрастом. И если случалось, что молния убила человека, – это неправильно. Кто-то скончался раньше, скажем, от болезни, тоже неправильно. А когда после его смерти начинали случаться всякие неприятные события и катаклизмы (пожар, неурожай, наводнение...), винили в этом именно умершего. И отправлялись совершать над его могилой обряды: раскапывали, кости разбрасывали...
В самом большом и глубоком погребении обнаружили останки мужчины. Антропологическое определение показывает очень мощного человека: рост 180–183 сантиметра, по тем временам просто «медведь». У него зафиксирован комплекс признаков всадника – о том, что мужчина постоянно был в седле, говорят специфические изменения скелета. На костях были отмечены следы заживших травм. В этом же погребении нашли янтарную подвеску, фибулу, гребешок, кресало, часть нагайки, пряжки.
– И что самое интересное – у головы острием вверх лежал клинок, – рассказывает Олег Радюш. – Такие находки в научной среде долгое время вызывали споры: никто не мог понять, как они употреблялись, то ли это копья, то ли кинжалы... Мы впервые нашли клинок в хорошем состоянии, с остатками деревянных ножен, рядом лежала портупейная скоба. И если присмотреться, клинок сделан из красивой мозаичной дамасской стали. То есть, скорее всего, он выполнен из обломка дорогого меча европейского происхождения.
В погребении также было 16 сосудов – огромные кувшины, миски, горшки... «Один из важных показателей статуса человека – это стекло, – говорит Радюш. – И если раньше нам встречались лишь осколки, то в этом погребении мы обнаружили стеклянный кубок целым – не просто редкая, а уникальная вещь».
Археологи уверены, что изучение могильника в Большесолдатском районе преподнесет еще немало сюрпризов. Пока же приглашают познакомиться с результатом их трехлетней работы, посетив до 31 октября выставку «Лики предков» в областном музее археологии по адресу: Курск, ул. Пионеров, 6.
Марина ВЕБЕР
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 41 (1460) от 11 октября 2022 года
Новые атаки ВСУ на приграничье и три теракта против Курской АЭС
В защитных сооружениях региона создают запас воды, свечей и керосиновых ламп
В городе часть заборов вдоль дорог заменят на живую изгородь
Поражения от «Динамо». «Авангард» выбыл из Кубка и проиграл «матч за 1-е место» в Брянске