История курской почты
Самым важным на пересечении нынешних улиц Ленина, Почтовой и Серафима Саровского в Курске по праву считалось старинное здание почты. Ведь в «дотелеграфную», «дотелефонную» и «доинтернетную» эпохи без почтовой связи управление государством превратилось бы в хаос. А Курск всегда был одним из узловых пунктов центра России: здесь когда-то переплетались татарские и ногайские сакмы, военные тропы, а позже – железные и автомобильные дороги.
Их предтечей была национальная культура ямщиков, до такой степени самостоятельная и самобытная, что слобода Ямская долгое время считалась едва ли не городом в городе. Даже когда через наши края пролегла железная дорога, главная станция называлась вовсе не Курск, а Ямская.
«Валяй, кургузка...» – говорили ямщики
К слову, Курск упоминается во многих ямских поговорках и прибаутках. Вот, например: «Валяй, кургузка, недалече до Курска, 7 верст отъехали, семьсот осталось».
Кургузка – это ямская лошадь с подрезанным (так полагалось) хвостом, 707 верст – расстояние по одной из ямских дорог от Москвы до Курска. Чаще упоминается другое расстояние – 735 верст.
Почтовую службу официально в России основал 17 декабря 1720 года царь Петр I. Основать-то основал, издал указ, в котором говорилось: « От Курска до Малороссийского рубежа почту учредить и поставить на каждой станции почтовых по 3 подводы из Ямской канцелярии немедленно». Все указы и прочие пакеты из Санкт-Петербурга повелевалось доставлять «с великим поспешением денно и ночно».
Но указы указами, а на деле только в 1782 году, согласно предложению орловского и курского генерал-губернатора Александра Прозоровского, в Курске учредили губернскую почту – для связи с губернскими и уездными городами, а спустя четыре года, в 1786-м, на углу улиц Московской и Москалевской (нынешняя Почтовая) одним из первых в формате новой городской планировки выстроили двухэтажное каменное здание почты – на том месте, где теперь высится первая очередь Центрального универмага.
Курский прокурор Сергей Ларионов оставил описание работы почты в 1786 году. Из него явствует, что почта тогда уже обслуживала и казенные учреждения, и частных лиц. К слову, еще 24 июля 1740-го был объявлен указ «Об устройстве почт в губерниях и провинциях». С принятием оного не только ведомства, но и частные лица могли обмениваться корреспонденцией. То есть в огромной России появилась-таки относительная свобода переписки.
Корреспонденция отправлялась: по воскресеньям – в Харьков и города Харьковского наместничества, в Полтаву, а также в Белгород, Корочу, Льгов, Обоянь, Старый и Новый Оскол, Путивль, Рыльск, Суджу и Тим. Возвращалась почта из этих мест во вторник и пятницу.
По средам – в Тульское, Орловское, Воронежское, Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества, а также в Дмитриев, Фатеж и Щигры. Поступала почта из этих мест в среду и четверг. По пятницам почту отправляли в Москву, Петербург, Тулу, Орел и другие северные города.
В декабре 1858-го практически в том же здании открыли телеграфную станцию, связавшую наш город с Москвой, а в мае 1859 года – с Харьковом. Там же вначале смонтировали оборудование первой телефонной станции. На фасаде здания установили почтовый ящик №1.
Но все это было потом – в середине XIX века. Мы же снова вернемся в век XVIII
«Эй, родимые, грабят!»
В XVIII веке наш город постепенно становился важным почтовым пунктом, так как через Курск и Обоянь издавна пролегал Белгородский тракт, по коему перемещалась государственная почта, которая тогда называлась «генеральной».
Почту внутри региона доставляли почтмейстеры. Там же, где они отсутствовали, эта служба становилась зоной ответственности городничих. Но не все были согласны на возложение дополнительных обязанностей. Среди противников был и курский генерал-губернатор Александр Беклешов (1743–1808), который говорил, что почтовая нагрузка «отвлекает городничих от настоящей их должности и дел прямого звания». Он предлагал ввести во всех городах должности почтмейстеров или экспедиторов. Средства же на содержание новых должностей, по мнению Беклешова, должен был выделять Московский почтамт.
Повсеместное строительство почтовых домов началось после учреждения почтовых контор и экспедиций. Строились они из камня или из дерева – это зависело от того, насколько развиты были в губернии промыслы, и от количества жителей, занимавшихся коммерцией, которым «почта нужна была».
Так, в Белгороде и Мценске надлежало возвести «прочные каменные почтовые дома», а вот при строительстве в Севске, Брянске, Болхове, Ельце, Рыльске, Старом Осколе – исходя из стоимости и обилия строительных материалов. В Кромах, Ливнах, Тиме почтовые дома не предусматривались вовсе, в этих городах отправка почты, как и сами лица, ею занимающиеся, находились под присмотром городничих. Здесь можно вспомнить Николая Гоголя и его пьесу «Ревизор» с яркой фигурой почтмейстера. Сюжет приписывают как раз к нашему городу. Как говаривал сам Гоголь: « Этот скучный и несносный Курск».
К началу XIX века была создана четкая вертикаль подчиненности почтовых учреждений. Главными почтовыми органами являлись почтамты, у них в подведомственности находились губернские почтмейстеры, ниже – почтмейстеры уездные. Низшей ступенью местного почтового управления являлись почтовые станции. Уже по данным на 1786 год, в Курской губернии таковых работало аж 73.
Во 2-й половине XVIII века реформа почты стала набирать обороты. При императоре Петре III на станциях учреждают почтовые дворы – своеобразные гостиницы с трактирами. Продавали на тех дворах «вина, полпиво, водку, кофе, чай и кушанье». В годы царствования Екатерины II предпринятое ею в 1787-м путешествие из Санкт-Петербурга на юг России и обратно через Курск в немалой степени способствовало улучшению российских дорог. Именно в те времена были подписаны указы о составлении почтовой карты всех дорог, обязанностях при отправлении почты и многие другие, регламентировавшие работу почтовиков.
Император Павел I своим указом от 27 января 1800 года закрепил подчиненность Курской губернии за Малороссийским почтамтом. Этим же документом устанавливался весовой сбор с каждого почтового отправления: по полушке с золотника (4,265 грамма) на расстоянии 735 верст от Москвы, «а ежели хоть 10 верст далее 735 верст, то имать по другой полушке с золотника».
Почте надлежало отправляться немедленно, «а именно, чтоб больше часа или двух часов оную не задерживать». Для избежания остановки при смене лошадей ямщики, подъезжая, громко свистели. На свист выводили свежих лошадей, и ямщик мчал дальше. Петр I пытался сломать эту древнюю традицию, по европейскому образцу он стал внедрять в России почтовый рожок. Однако новшество приживалось с великим трудом. По дорогам по-прежнему мчались почтовые и курьерские подводы с лихим посвистом и криками: «Эй, родимые, грабят!»
Из уездов к Курску издавна почта доставлялась по трем дорогам через Обоянь: из Белгорода, Богатого, Нового Оскола, по двум дорогам через Льгов, из Суджи и Путивля через Рыльск, через Щигры и Тим из Старого Оскола и, наконец, из Дмитриева, что на Свапе, через Фатеж.
Государственная почта переправлялась из Москвы по Белгородской дороге – от Тулы к Харькову через Мценск, Орёл, Курск, Обоянь и Белгород, по Киевской – от Калуги к Глухову через Болхов, Карачев и Севск, по Воронежской – от Тулы к Воронежу через Елец.
Время шло, эпохи менялись, а вместе с ними менялся и почтамт. В 1938–1939 годах здание бывшей курской почты надстроили до четырех этажей, разместив в нем областное управление связи. Оно не пережило Великую Отечественную войну. Осенью 1941-го здание сожгли, а вскоре после освобождения города руины разобрали до фундамента.
В начале 1950-х на этом углу начали строительство 3-этажного здания первой очереди курского ЦУМа. А привычный курянам почтамт возвели на Красной площади в 1960 году по проекту архитекторов Д. И. Гаркуши и А. Н. Иванова на том месте, где до 1930-х располагались торговые ряды и соляные склады.
Сравнительно недавно зашла речь о том, чтобы установить памятник курскому почтальону. Хорошая мысль, но если уж ставить таковой, то рядом с местом, где здание почты находилось исторически.
P. S. Стоит отметить отдельно, сколько литературных шедевров создано в России на темы ямщиков. Немало и музыкальных произведений – достаточно вспомнить «Метель» нашего земляка Георгия Свиридова. Должно быть, крепко в нас с вами засели путевые просторы, ямское раздолье и умение не бояться больших расстояний. Такая уж у нас страна
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 35 (1454) от 30 августа 2022 года
Союз предпринимателей Курской области: 20 лет на защите бизнеса
Санаторий имени Дзержинского – комфортный отдых с заботой о здоровье