Странные танки в центре Курска
На кадрах кинохроники 1943 года, где показан Курск после освобождения, мы видим на улицах нашего города незнакомые нынешним горожанам автомобили, танки и прочую технику. Многое было получено по ленд-лизу из США и Англии, но есть и трофейное. Вот разворачивается грузовой трехосный автомобиль «Студебеккер», по тем временам – чудо техники. Промчался легковой «Виллис» – едва ли не самый проходимый и неприхотливый на полях Второй мировой войны
По улице Дзержинского (снято на углу улицы Карла Либкнехта) движется колонна необычных по внешнему виду танков. Таких мы не видели даже в художественных кинофильмах про войну. Они будто из времен Первой мировой: клепаные, слишком высокие и какие-то неуклюжие. Они назывались М3 Le (Le – в память о знаменитом американском генерале) и поставлялись из-за океана. В наших войсках это танк числился как М3-С (средний).
Оружие Победы было разное
Создан в США этот танк был в 1940 году и производился серийно с июня 1941 года по декабрь 1942-го. Всего в различных вариантах выпущено 6258 машин. Больше половины из них американцы передали Великобритании и СССР по программе ленд-лиза. Долгое время M3 Le был основным средним танком США и активно использовался в боях в 1942–1943 годах, в основном в Северной Африке.
По своему замыслу он действительно представлял собой машину времен Первой мировой войны, с расположением орудия калибром 75 мм не по основной оси, а несколько сбоку – в литом бортовом отсеке. Двигатель сзади, трансмиссия – спереди, между ними – боевое отделение. Корпус танка изготовлялся из плоских листов методом клепки. Толщина лобовой брони составляла всего два дюйма (51 мм), что делало машину весьма уязвимой.
Над корпусом возвышалась литая башня с 37-миллиметровым орудием, сдвинутая влево, ее венчала маленькая башенка с пулеметом. Высота полученной «пирамиды» составляла десять футов и три дюйма (3214 мм) – самый высокий танк Второй мировой. Это качество тоже не способствовало длительности боевого долголетия.
При этом танк получился с просторным боевым отделением и до сих пор считается одним из самых комфортабельных того периода. Изнутри корпус оклеивался губчатой резиной, чтобы предохранить экипаж от мелких осколков брони при прямом попадании снаряда.
Немцы начали применять такое конструктивное решение лишь в тяжелых танках «Тигр», да и то не во всех По бортам устанавливались двери, имелись люки сверху и в пулеметной башне. Это обеспечивало быструю посадку экипажа, а самое главное – удобную эвакуацию. У каждого члена экипажа имелись смотровые щели и амбразуры для стрельбы из личного оружия, защищенные броневыми козырьками.
Главное орудие (75 мм) оборудовалось гидравлическим стабилизатором наводки (впервые в мире), полуавтоматическим затвором и системой продувки ствола после выстрела. Однако в горизонтальной плоскости орудие наводилось лишь поворотом всего танка.
На МЗ применялся авиационный звездообразный девятицилиндровый карбюраторный двигатель Wright Continental R 975 EC2 мощностью 340 л. с. Он обеспечивал 27-тонному танку наибольшую скорость до 26 миль/час (42 км/ч) и при возимом запасе топлива 175 галлонов (796 литров), пробег – 120 миль (192 км).
К недостаткам двигателя относились его высокая пожароопасность, поскольку работал он на высокооктановом бензине, и сложность в обслуживании некоторых механизмов. Были более поздние модификации с дизельным двигателем, но в СССР такие не поставлялись.
Возни с этими танками было много: машина требовала систематического и достаточно трудоемкого технического обслуживания, что у советских танкистов ничего, кроме раздражения, вызвать не могло. Взять хотя бы такие рекомендации по эксплуатации: «На американских танках М3-С применяются этилированные бензины. Наличие чрезвычайно ядовитой присадки – этиловой жидкости – делает их весьма опасными в обращении. Поэтому категорически запрещается засос или продувание бензопроводов ртом, мытье рук или деталей в этилированном бензине».
По воспоминаниям ветеранов, к этому танку в Красной Армии относились с некоторой иронией. Помните, как в фильме «Волга-Волга» распевали куплет «Америка России подарила пароход » Так вот, нечто подобное придумали и про этот танк:
Америка России
Подарила эм-три-эс.
Шуму много, толку мало.
Ростом вышел до небес.
М3 на Курской дуге и Балтике
Впрочем, были шутки и мрачнее – М3-С называли ВГ-7 («верная гибель семерых») или БМ-7 («братская могила на семерых»)
Пик использования МЗ-С пришелся на лето-осень 1942 года, но боевые машины этого типа использовались в войсках и в 1943-м.
Накануне Курской битвы в 48-й армии Центрального фронта, например, насчитывалось 85 машин. В составе 245-го отдельного танкового полка 6-й гвардейской армии Воронежского фронта – 12 танков, в 230-м отдельном танковом полку – 32. Вполне вероятно, что кинооператор запечатлел в Курске как раз одну из этих частей.
В Красной Армии существовала еще одна часть, оснащенная танками МЗ Le, о которой немногие знают. В начале 1943 года водолазы Северного флота с затонувшего транспорта подняли 12 танков, пролежавших в море около года. Произвели капитальный ремонт 11 машин (двенадцатый танк разобрали на запчасти), после чего их включили в состав 91-го отдельного танкового полка 14-й армии Карельского фронта.
Уже весной 1943 года выявилась тенденция использования танков МЗ-С преимущественно в противотанковых целях. Бросать в атаку не слишком маневренные и весьма заметные боевые машины было бессмысленно. В мемуарной литературе упоминается, что эти танки стали закапывать в землю, чтобы использовать их основное достоинство – огневую мощь, максимально спрятав слабые места.
В документах времен войны упоминается еще один вариант использования этих боевых машин – в качестве бронетранспортеров.
«Внутренние габариты танка М3 позволяют разместить и перевезти внутри, помимо экипажа, 10 человек бойцов, вооруженных автоматами ППШ. При размещении и перевозке указанного количества автоматчиков ведение огня из всего вооружения танка возможно. Вследствие этого считаем целесообразным рекомендовать танк М3-средний как средство для переброски десанта автоматчиков »
В завершение рассказа о танках МЗ-С остановимся на оригинальном эпизоде их боевого применения, отраженном в мемуарной и в художественной литературе. Речь идет об использовании вооружения танков (37-миллиметровых пушек), размещенных на верхних палубах транспортов, следовавших в составе конвоев в Советский Союз, для отражения атак немецких самолетов. Впервые этот факт был озвучен Валентином Пикулем в романе «Реквием каравану PQ-17», позже – на страницах целого ряда изданий.
Так, в книге М. Супруна «Ленд-лиз и северные конвои» написано: «При входе в Кольский залив 20 декабря 1941 года отставший «Декабрист» был подвергнут бомбардировке двумя низколетящими Ju-88 Отличилась группа советских пассажиров-летчиков, возглавляемая М. М. Громовым. Расчехлив орудия танков М3, стоявших на палубе «Декабриста», пилоты приняли участие в отражении повторной атаки».
Вот такие удивительные военные машины ездили по Курску 80 лет назад.
Подготовил Виктор КРЮКОВ