Храм над площадью
О Свято-Троицком храме, что расположен в Курске над площадью Добролюбова (в старинном просторечии – Барнышовка) написано много. Поэтому вернемся к его истории кратко.
Храм стоит на месте ранее существовавшего мужского Троицкого монастыря, основанного еще при Борисе Годунове и по его грамоте, датированной 1597 годом. То есть одновременно с началом восстановления курской крепости отрядом воеводы Полева. Как сказано в исторических хрониках, « строил Иона в Курске, на краю посада, за речкой Куром монастырь Троицы Живоначальныя и в том монастыре братию собрал».
Историческое начало Курска?
Монастырь был разорен и сожжен литовско-запорожскими войсками в 1612 году. Впоследствии возобновлен и приписан к курскому Знаменскому монастырю. В 1634 году польское войско вновь разорило Троицкий монастырь. После этого речь шла уже не о монастыре, а только о Троицкой церкви – монастырь не смог вернуть себе прежний статус.
Современное здание храма возведено в 1742 году (в некоторых источниках встречаются более ранние даты постройки – 1733-й или 1740 год).
В 1940 году храм был закрыт, в начале Великой Отечественной войны снята глава колокольни, а на ее месте оборудован наблюдательный пост ПВО. Богослужения во-зобновили в конце 1941 года (во время оккупации) и после войны их не прекращали до 1961 года, когда храм был закрыт повторно. В начале 1990-х годов при храме была создана иконописная школа во имя преподобного Андрея Рублева.
Надо сказать, что в XIX веке у местных краеведов возникла гипотеза, согласно которой Курск имел свое историческое начало не с площадки нынешнего Знаменского монастыря и окрест, а как раз с нынешней улицы Добролюбова (Авраамовская с 1-й половины XIX века, ранее Старооскольская).
К слову, на месте Преображенского храма, снесенного в 1930-х, первоначально находилась возведенная не позже 1594 года деревянная Спасская церковь. Ее упоминание в исторических хрониках за несколько лет до прихода воеводы Ивана Полева с отрядом стрельцов говорит в пользу предположения о том, что Курск как город начал возрождаться и существовать раньше даты, указанной в учебниках. Церкви редко строили на совершенно новых местах. Ценилась намоленность, переходившая из поколения в поколение
Если вернуться к старой гипотезе об основании Курска где-то возле нынешней улицы Добролюбова и одноименной площади, то почему бы и нет? Холм, который венчает храм Святой Троицы, – хорошая площадка для небольшого городка. Выше по склону был непроходимый лес, к северу – глубокие овраги, с южной стороны – река, в свое время гораздо более полноводная, с востока аж две реки с путаницей проток и заводей. Чем не место для городка?
Нынешний же городской холм, труднодоступный даже в обозримые века, в свое время (X–XII столетия) просто пугал непригодностью к житию и маловодностью. Для языческого капища, мрачного и сурового, годится, а для житья – вряд ли. Достаточно сказать, что единственный колодец, который на территории крепости (это гораздо позднее) доставал до водоносного слоя, находился на 20-метровой глубине.
Одним словом, то, что приемлемо для литовского военного замка (поскольку наши земли долгое время числились за Литвой), не совсем нормально для русского посада. Но так уж получилось, что Курск начали восстанавливать именно на горе, не мысля его иного расположения.
Где молились Феодосий Печерский и воины князя Буй-тура?
Вам не приходило в голову задаться вопросом: где в древнем Курске стояли церкви, в коих смолоду молился будущий преподобный Феодосий Печерский или воины князя Буй-тура перед тем роковым походом в Степь? Почему бы не на месте Троицкой (нижней) или Спасской?
Но так уж случилось, что только первый генплан Курска 1782 года полноправно приобщил места окрест упомянутых нами храмов к городу уже не как окраины. Начали засыпать указанные выше овраги, планировать крутые улицы, приобщать курян к преимуществам городской планировки
В тридцатые годы прошлого века в Курске задумали облагородить Барнышовскую (в те времена она называлась так – до 1949 года) площадь и создать на ней Музейный городок. В оную должны были входить храм (как антирелигиозный музей), нынешний археологический музей, набережная и прочие строения. Помешала Великая Отечественная война. А после нее долгое время эта площадь, официально получившая имя Добролюбова, была востребована как «толкучка». Но согласитесь, иметь сегодня практически в центре города толчею магазинчиков – это мало чем отличается от «толкучки». Тем более, в преддверии грядущего юбилея города
Когда мне впервые довелось побывать на Пасху на колокольне Троицкой (нижней) церкви, то случилось почти как у Пушкина:
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
С тех пор посещаю эту колокольню каждую Пасху. Жалею, что не могу взобраться на колокольню Спасской церкви.
Вместо P. S.
Существует старинная легенда, согласно которой между подклетом Троицкой церкви и одной из башен курской крепости некогда существовал подземный ход, который проходил под рекой Кур. Я не слишком склонен этому верить, но сравнительно недавно в рубрике «Что писали о Курске столичные газеты в начале прошлого века» столкнулся с информацией о том, что при ремонте здания, ныне принадлежащего музею археологии, был обнаружен подземный ход, который в полузаваленном состоянии шел куда-то дальше...
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 22 (1441) от 31 мая 2022 года
Победители акции подписчиков «ДДД» улетели на отдых в Турцию
В Курской области 6 июня стартует декада подписки на газету «Друг для друга» со скидками
В Курске на стене дома нарисовали трехметрового Льва Толстого
«Немедленно заарестовать»: кто бежал из тюрем Курской губернии
Третья победа подряд: «Авангард» обыграл армейцев Хабаровска