Галина Санько – легендарный фотокорреспондент из Суджи
Галина Санько вошла в историю как одна из женщин, работавших в Великую Отечественную войну военным фотокорреспондентом. Всего на фронтах работали около 400 фотокоров, женщин среди них было меньше десятка.
Имя Галины Санько было занесено в список ста лучших фотографов-женщин мира, статья о ней была в американском сборнике.
Галина Санько родилась в городе Суджа Курской губернии в 1904 году. К сожалению, информации о курском периоде жизни Галины Захаровны (Захарьевны) и о том, когда она уехала в Москву, нет. Заведующая Суджанским краеведческим музеем Людмила Придубкова рассказала, что, по имеющимся данным, мама Галины Санько жила в Судже в период Великой Отечественной войны, они общались.
Стать фотографом курянка решила, просматривая журналы «Огонек» и «Прожектор», на страницах которых было опубликовано много снимков, снятых женщинами-фоторепортерами. Окончила курсы фотографов и пошла работать лаборантом в редакцию газеты «Водный транспорт». В начале 1930-х как фотограф уже участвовала в арктической экспедиции ледокола «Красин», фотографировала в Заполярье, на Камчатке, на Командорских островах. Один из известных довоенных снимков – «Будущие капитаны» – мальчишки, стоящие спиной к фотографу и мечтательно смотрящие вдаль. А потом была война.
В 1941 году Галина Санько добровольцем отправилась на фронт. Ее зачислили фотокорреспондентом во «Фронтовую иллюстрацию». Сопровождая советские войска, снимала будни войны в Подмосковье, в брянских лесах и донских степях, в разрушенном, но выстоявшем Сталинграде, на Курской дуге. Дважды была тяжело ранена, один раз получила контузию.
Ради яркого выразительного кадра, способного показать и ужас войны, и мужество советского воина, лезла буквально в самое пекло. Порой Галина Захаровна не только выполняла редакционные задания, но и становилась санинструктором в ходе боя. В августе 1942-го она прибыла в 248-ю отдельную стрелковую бригаду по заданию редакции. Сделав снимки, осталась с бойцами. Во время наступления за высоту 214,6 Санько снимала боевые эпизоды. Когда из строя выбыли фельдшер и санинструкторы, убрала фотоаппарат, начала оказывать раненым медицинскую помощь. Она перевязала около сотни бойцов. За это в ноябре 1942 года фотокорреспондента Галину Захаровну Санько наградили медалью «За отвагу». Месяцем позже за съемки подвигов солдат и командиров в боевой обстановке и оказание помощи раненым была награждена медалью «За боевые заслуги».
Срочные снимки с Курской дуги
Галина Санько любила вспоминать случай, как срочно пришлось искать способ доставить в столицу снимки из только что освобожденного Белгорода.
– После победы на Курской дуге, освобождения Орла и Белгорода надо было срочно доставить снимки в Москву. Испытанным способом голосую на дороге... На мое счастье навстречу идут пять «виллисов». Остановились, я бросилась к легковым машинам, вижу: в них генералы, у одного три звезды. Предъявляю документы, волнуюсь, говорю, что мною сняты фотокадры об освобождении Белгорода и нужно срочно доставить их в Москву.
– Так что же вы хотите? – спросил генерал с тремя звездами.
– Мне нужен самолет до Москвы!
– А почему вы ко мне обращаетесь?
– Я не знаю, кто вы, но ваши звездочки говорят о многом. Ведь бои идут уже в Харькове. Мне нужно слетать в редакцию и успеть туда...
Генералы заулыбались:
– Неужели в Харькове? А мы-то и не знали. Давайте бумагу!
Галина быстро подала блокнот. Генерал написал: «Тов. Захаров! Прошу выделить тов. Санько самолет для полета в Москву».
– И обратно, – расхрабрилась она.
Генерал приписал: «...И обратно. Конев».
Фотосвидетельство на Нюрнбергском процессе
Одним из самых впечатляющих символов войны стала фотография Галины Санько «Узники фашизма». Снимок был представлен на Нюрнбергском процессе как фотосвидетельство преступлений фашизма.
28 июня 1944 года столица Карело-Финской ССР была освобождена советскими войсками. Галина Захаровна находилась в редакции, когда поступило сообщение: десант освободил город со стороны озера. Ей тут же поручили вылететь в Петрозаводск. Под Тихвином у самолета заглох мотор, и «У-2» начал падать. Летчик кое-как посадил машину. Повезло – остались живы. Но у обоих – множество ушибов, у Галины Захаровны от удара были выбиты несколько зубов, начала синеть челюсть. Проверив, что руки-ноги целы и фотоаппарат не разбит, вместо того чтобы искать медсанбат, она бросилась на поиски другого самолета. Нашелся еще один «У-2», на нем удалось долететь до Петрозаводска. Узнав, что неподалеку находился концлагерь, созданный финскими оккупантами, союзниками нацистской Германии, Галина Захаровна отправилась туда. На входе заметила стоявших у проволоки детей, которые пристально и молча смотрели на нее. Здесь были дети не только из Карелии, но и из Ленинградской области. Сразу отправить их в тыл было невозможно, так как город освободили только со стороны озера, кругом еще были фашисты.
Снимок быстро облетел страну, впоследствии вошел в учебники истории. Хотя целых 20 лет его запрещали печатать. Цензура посчитала: дети выглядят слишком обреченно. «Где несокрушимая вера в победу, в завтрашний день, в силу, мощь Красной Армии?» – возмущались коллеги, обвиняя Санько в попытке извратить историческую правду о войне. «Освободили» фотографию лишь позднее.
Еще один известный снимок «Зенитчица Лена». Это уже конец войны. Галина Санько познакомилась с Леной Ивановой на вокзале в Воронеже сразу после возвращения с войны. Девушки вместе отправились в Вознесенское – родное село Лены. Шаг зa шагом корреспондент снимала историю возвращения фронтовички домой: мамины объятия, встречу с родными и в своей школе. Девушки гуляли на берегу озера и увидели лодку. Лена устроилась на корме, мальчишки нарвали водяных лилий. Галина сделала несколько кадров. Так появилась фотография, вызвавшая многотысячный поток писем. Галина Санько очень любила этот снимок, который как бы подводил итог ее работы по военной теме. Ею делились на страницах газеты «Городские вести» в 2010 году старшие научные сотрудники отдела хранения музейных фондов музея-заповедника «Сталинградская битва», где хранятся фронтовые снимки Галины Санько.
Как в кино
В 1966 году на экраны вышел фильм «Дикий мёд» с Аллой Ларионовой в главной роли. Во многих источниках, включая «Википедию», указано, что прототипом главной героини стала Галина Санько. По сюжету фотокорреспонденту Варваре Княжич дано ответственное и опасное задание – сфотографировать только появившийся у немцев танк «Тигр». Советские бойцы под Понырями уничтожили один такой, он застрял на нейтральной полосе. Главной героине предстояло под обстрелом пробраться к нему и заснять с близкого расстояния. В жизни Галины Санько действительно был похожий случай, но под Прохоровкой. И то было другое немецкое «чудо» – истребитель танков «Фердинанд».
Делясь воспоминаниями о Галине Санько, журналист Владимир Житомирский рассказывал, что как-то прямо спросил её: главная героиня с неё списана?
– «Да нет, не обо мне это О Наташке Боде», – ответила мне тогда Галина Захаровна. Имя это в тот момент ничего мне не сказало. Боде – так Боде. Лишь много позже кое-что прояснилось. Это была ее приятельница, одна из трех-четырёх женщин-фотокоров, снимавших войну... По окончании войны Наталья Федоровна собрала негативы и отпечатки в коробку и убрала ее так, что обнаружена она была лишь после её ухода. И вспоминать о войне не желала. От профессии отошла, посвятив себя семье – мужу, поэту Евгению Долматовскому, с которым познакомилась на фронте, и их дочери, – писал Житомирский.
Часть киноведов считают, что Княжич – образ собирательный, впитавший черты и Санько, и Боде. Кстати, в фильме есть один эпизод, который с судьбой Галины Санько пересекается. Первый муж Боде тоже был фотокором и погиб в начале войны. Но главная героиня фильма признается, что ее мужа расстреляли. Супруг Санько Александр Орлинский действительно был расстрелян во время сталинских репрессий. Так что, возможно, образ действительно собирательный.
Муж – прототип персонажа романа «Мастер и Маргарита»
Мужем Галины Захаровны был известный театральный критик, редактор журнала «Современный театр» Александр Орлинский, на 12 лет старше нее. По мнению некоторых литературоведов, он стал прототипом критика Латунского в знаменитом романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Персонаж второстепенный, но сильно повлиявший на судьбу Мастера, написав отрицательный отзыв о его романе.
В 1920-е годы Орлинский подвергал жесткой критике творчество Булгакова, нападал на МХАТ за постановку пьесы «Дни Турбиных». В 1926 году назвал писателя в статье «бойцом белой гвардии». Театральная пьеса Булгакова «Дни Турбиных» была определена им как «политическая демонстрация, в которой Булгаков перемигивается с остатками белогвардейщины», «белая пьеса, кое-где подкрашенная под цвет редиски», «сверчковщина на печи – диккенсовская пьеса».
Орлинского арестовали в декабре 1937 года, предъявив обвинение в измене родине. Была арестована и Галина Санько – как член семьи изменника родины. Произошло это в Хабаровском крае, где Орлинский какое-то время жил и работал. Там по приговору суда его в 1938-м расстреляли. В 1956 году реабилитировали. Галина Санько избежала печальной участи. На сайте «Открытый список», представляющем самую полную базу данных жертв политических репрессий, в ее профиле указано, что «дело прекращено за недоказанностью обвинения».
Галина Захаровна вернулась в Москву. Замуж больше не вышла. Всю жизнь прожила в квартире бывшего супруга в самом центре столицы, на улице Герцена (ныне Большая Никитская). С «видом на Кремль», любила говорить она. Хотя посвященные отмечали, что вид из окон на самом деле не такой торжественный, да и квартира была коммунальной.
После войны Галина Захаровна работала в журнале «Огонек». Ее снимки печатались в советских и зарубежных изданиях, а работы курянки не раз отмечались наградами жюри на зарубежных фотовыставках.
«Секретная» поездка в Париж
Даже на фронте Галина Санько всегда выглядела элегантно. «Красивые волнистые волосы и руки в кольцах», – так ее описывают.
Она поражала всех несоветскими манерами. «Всегда у нее откуда-то были хорошие французские духи, всегда на ней или шарфик, или брошка, локончик обязательно вот тут торчал, – вспоминала коллега. – Она такой, знаете, женственной была, любила пококетничать с мужчинами, а тогда это вообще-то не принято было. Почти не пила и не курила. На руках всегда кольца, руки у нее были ухоженные, а для фотографа это почти невозможная вещь...»
Еще легендарный фотокор патологически боялась стареть и набирать вес. Рассказывают один интересный эпизод, как в 1964 году Галина Захаровна добилась выезда за рубеж и отправилась в Париж якобы к родственнице на пять дней. Родственница у нее действительно там была. Но поездка неожиданно для всех затянулась.
«Огонек» в те годы был рупором ЦК КПСС, и любое подобное «дело» автоматически приобретало политический характер. Тем более что поехала Санько не с группой, а одна. Стали опасаться, что Галина Захаровна сбежала, что грозило огромным скандалом. И вдруг Санько вернулась, заметно похорошевшая. Только лет десять спустя она рассказала коллегам об этой поездке, продемонстрировав едва заметные шрамы от надрезов на висках. Те только ахнули, ведь в Москве только начинали делать такие операции.
Умерла Галина Санько в 1981 году. Хоронили ее всей редакцией, поскольку родственников у нее не обнаружилось. Но наследники вроде потом нашлись. А хранившийся дома уникальный архив исчез. Бывшие коллеги считают, что наследники выбросили его, освобождая квартиру для новой жизни. Остались лишь несколько десятков снимков, хранившихся в редакции «Огонька».
Редакция благодарит за помощь Суджанский краеведческий музей и лично заведующую Людмилу Придубкову.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 09 (1428) от 1 марта 2022 года
Деньги «в пользу призреваемых»: кому помогали в старом Курске
В Курске открыт первый Центр ритуальных услуг «В последний путь »