Деньги «в пользу призреваемых»: кому помогали в старом Курске
Благотворительность существовала всегда, а русский человек никогда не оставался в стороне от чужой беды. Мы видим это и сегодня, когда РФ принимает беженцев с Донбасса, и в дореволюционное время, когда население Российской империи помогало угнетенным на Балканах сербам. Немало добрых дел в XIX веке сделали жители Курской губернии и для своих земляков: открывали и финансировали приюты, оставляли наследства на нужды бедных, помогали голодающим во время неурожаев.
«Выразить благодарность за столь великое благодеяние»
Богадельни и другие приюты стали местами, где в дореволюционной России малоимущие могли получить помощь. Здесь содержались бездомные, инвалиды, одинокие старики. Такие заведения финансировались на бюджетные и благотворительные средства. К примеру, летом 1877 года в Судже на содержание богадельни, расположенной в доме купчихи Сайгиной, из городских средств, кроме частной благотворительности от попечительства, выделили 75 рублей. Это около 90 тысяч на современные рубли. Сумма на годовое содержание небольшая. Львиную же долю денег, предназначенных на обеспечение постояльцев приютов, собирали всем миром.
Сохранились данные, что в Курской губернии неоднократно производили сбор средств для нищих. Так, в марте 1892-го, согласно подписному листу в пользу бедных Курска, удалось собрать 2550 рублей – более 3 миллионов по современному курсу. В списке свыше 20 фамилий. К примеру, тогдашний городской голова Григорий Лавров пожертвовал 1 тысячу рублей, граф Константин Клейнмихель – 100, а почетная гражданка Курска Ольга Антимонова – 300 рублей.
Судя по архивным документам, в качестве попечителей приютов чаще выступали дворяне и купцы. В мае 1879 года в Курске «временная купчиха» Алехина жертвовала деньги «в пользу призреваемых в городских домах: нищих и странноприимных», за что получила благодарность от гласных гордумы.
Слова признательности выразили и депутаты Дмитриевской думы купцу Стефану Прокопову, который в июне 1891-го передал свой дом под городскую богадельню «Мариинскую» («выразить ему благодарность собрания думы за столь великое благодеяние, оказанное им для неимущих»). Тогда же гласные за такой благородный поступок ходатайствовали перед губернскими властями о представлении Прокопова к государственной награде.
В это же время к дмитриевским властям обратился врач Шмыгарев, который изъявил желание трудиться при богадельне. Отметим, что врачебный труд в таких учреждениях не всегда оплачивался, однако в отдельных случаях доктора получали компенсации от властей, как, например, в городе Короча (до революции – Курская губерния), где в январе 1878 года гласные местной думы обещали выделить из горбюджета 278 рублей «на лечение беднейших жителей» («половину денег выдать в аптеку за отпускаемые медикаменты, а половину передать городскому врачу»).
Отдельного внимания заслуживают приюты (пансионы), организованные для детей беднейших дворян. Их можно считать одной из форм благотворительности дореволюционного времени, с той лишь разницей, что в таких учреждениях воспитанники не просто жили и были на полном обеспечении, но и получали образование. В январе 1875 года говорили об открытии в Курске «особого приюта по примеру Московского на 30 воспитанников из бедных дворян губернии». При этом «дворяне братья Петр и Николай Коробковы выразили желание пожертвовать для приюта принадлежащий им трехэтажный дом ценностью около 20 тысяч рублей».
«Раздача процентов бедным»
Существовали и благотворительные капиталы курских банков. Чаще счета были закреплены за состоятельными курянами либо их наследниками или поручителями. В феврале 1879 года Фатежская гордума одобрила прошение мещанки Чаплыгиой, передававшей 1 тысячу рублей с просьбой положить сумму «на свое имя в одно из кредитных учреждений для получения процентов», а в будущем направлять деньги на «благотворительное общество, для раздачи бедным».
Вышеупомянутая почетная гражданка Курска Антимонова также позаботилась о нищих города. Она указала в своем завещании, что после ее смерти должна быть организована богадельня с неприкосновенным капиталом в 12 тысяч рублей. Деньги были помещены в банк, процент шел на содержание приюта.
Схожим образом поступил фатежский купец 1-й гильдии Бредихин, завещавший своему внуку внести 5 тысяч рублей «в какое-либо отделение государственного банка на вечные времена», а процент от суммы «раздавать бедным Фатежа два раза в год, перед Пасхой и Рождеством Христовым». Распоряжаться деньгами могло бы Фатежское благотворительное общество, а если оно прекратит существование, то гордума «по своему усмотрению имела право избрать иной способ раздачи процентов бедным».
Дешевый хлеб от заключенных
В XIX веке один раз в несколько лет в Курской губернии случались неурожаи, что приводило к голоду в некоторых уездах. Сердобольные куряне не могли остаться в стороне от проблемы, помогали землякам.
Например, в 1891-м, когда в регионе имел место неурожай, шел сбор средств для нуждающихся. Почетный гражданин Курска Гладков передал в фонд пострадавших 800 рублей, общество курских врачей – 18, представители Казенной палаты – более 40 рублей.
Помогали курянам и жители других губерний. В тот же год вдова майора Курдюмова, проживавшая в Бахмуте (более известный как Артемовск), прислала 500 рублей «с просьбой принять эти деньги для помощи пострадавшим от неурожая в Курской губернии». Внесли лепту и землевладельцы Волынской губернии, пожертвовавшие в наш регион «161 четверть ржи и 117 пудов хлеба».
В то же время в областном центре и крупных городах уездов стали открывать дешевые столовые, а осужденные, содержавшиеся в Курском исправительном арестантском отделении, начали выпекать хлеб «для продажи его по дешевой цене беднейшему населению». Реализовывали продукцию в исправительном учреждении и «в одной из будок базара Красной площади». Тогда же власти Курска «позаимствовали из продовольственного мещанского капитала» более 9 тысяч рублей (почти 11 миллионов на сегодняшние деньги), которые пошли на «продажу по удешевленной цене хлеба беднейшему населению города».
Стоит сказать, что 1891–1892 годы выдались кризисными для региона: неурожай, эпидемия холеры, огромный долг перед городским банком, по которому власти требовали «отсрочку ввиду тяжелых условий последних двух лет».
Всем миром помогали русским воинам
Самые же крупные благотворительные акции в старом Курске проходили во время вооруженных конфликтов, участниками которых были наши солдаты. Это хорошо видно на примере Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Еще до начала официальных боевых действий население губернии оказывало помощь жителям Балкан, которых ущемляла Османская империя. В декабре 1875-го крестьяне слободы Ямской Курского уезда, выслушав «словесное предложение волостного старшины о бедственном положении православных христиан в Герцоговине, Боснии и Старой Сербии», пожертвовали «из свободных мирских сумм 100 рублей в пользу славянских семейств, пострадавших от разорения их турками». Деньги были направлены в славянский благотворительный комитет.
Еще одна форма помощи – сбор средств в рамках развлекательных вечеров. 13 февраля 1877 года в Курске прошел благотворительный концерт. Билетов было продано на 337 рублей. Из этой суммы расходы составили 136 рублей (причем большая часть суммы пошла скрипачу Марсикани). 200 рублей 55 копеек организаторы передали в комитет общества попечения о раненых и больных воинах.
Как и сегодня, в XIX веке большую роль в сборе средств на нужды пострадавших от боевых действий играла пресса. В газетах, выходивших во время русско-турецкого конфликта, часто встречаются следующие строки: «В то время как храброе войско наше одерживает победы над врагом христианства и стяжает новые лавры для русского оружия, весь народ, с образованными классами во главе, руководимый примером Царской Семьи, заботливо устраивает дело пособия раненым и больным воинам, жертвам истинно-христианского подвига, поднятого Русским Царем со своим верным народом». Пафосно, но так и было, пример чему – многочисленные пожертвования жителей Курской губернии.
В апреле 1877-го, в первые дни войны, на экстренном собрании Курского общественного клуба было единогласно решено: «Отчислить из клубных сумм шесть тысяч серебром», из них 4 тысячи передать обществу Красного Креста, а 2 тысячи «в благотворительный капитал для раздачи ежемесячного пособия крайне нуждающимся семействам, проживающим в Курске тех воинских чинов, которые находятся на театре военных действий». На одну офицерскую семью полагалась сумма до 25 рублей, для семейств нижних чинов – до 5. Тогда же Курская гордума решила пожертвовать Красному Кресту 25 тысяч рублей, «назначив на эту потребность сбор с недвижимых имуществ Курска».
23 апреля в областном центре организовали дамский комитет общества попечения о раненых и больных воинах. Председателем комитета стала супруга губернатора Жердинского. «Предметами первого заседания комитета были прием членских взносов, составивших общую сумму 375 рублей, и обсуждение вопроса по устройству белья и постельных принадлежностей для учреждаемых в Курске и Белгороде воинских госпиталей на 150 человек», – писала пресса.
В январе 1878 года сообщалось, что «постоянный прилив пожертвований дал возможность Курскому дамскому комитету общества Красного Креста устроить не только белье для больных и раненых воинов курских воинских лазаретов на 300 человек, но и снабдить эти лазареты некоторыми другими вещами». Речь шла не только о продовольствии, но и об обеспечении больных «чаем, вином и водкою». Кроме того, в лазарет подвели воду городского водопровода, заготовили на зиму овощи, открыли прачечную, стали выдавать раненым солдатам одежду и обувь. Уточнялось, что за год на все было потрачено до 12 тысяч рублей. Дела госпиталя шли так хорошо, что комитет взял под свое управление и лазарет на 50 коек, который располагался на Московской площади.
Курские уезды тоже принимали на лечение русских солдат, старались обеспечить их всем необходимым. В декабре 1877-го в Фатежской гордуме слушалось отношение уездной земской управы по вопросу «не желает ли дума принять, совместно с земством, участие в бесплатном содержании и лечении в земской больнице раненых и больных воинов и в каком именно размере это участие может быть определено».
В Дмитриеве по решению гласных выделили 10 коек для раненых. Думцы постановили «на этот предмет назначить сумму из имеющегося в настоящее время благотворительного капитала городского банка». В Старом Осколе гласные выслушали предложение курского губернатора «по предмету снабжения военных лазаретов теплыми вещами». Гор-управе поручили «купить или самой поставить, как признается более выгодным, 5 тулупов овчинных, 3 одеяла овчинных или байковых и 5 пар валеных сапог». Вещи планировали передать в лазарет 19-го запасного пехотного батальона.
Не забывали власти и общество о семьях военнослужащих. В Новом Осколе в разгар Русско-турецкой войны решили выделить деньги «по предмету призрения семейств запаса и ратников государственного ополчения, призванных в военное время на службу». Каждая семья ежемесячно получала по 1 рублю, то есть около 1200 рублей на современные деньги. Также в Курской губернии решили вопрос «о производстве сбора на пособие вдовам и сиротам тех воинов, которые в настоящую войну погибли на водах».
Собирая деньги на лечение русских солдат, куряне, как бы это странно ни звучало, обращали внимание и на плененных военнослужащих вражеской армии. Например, в январе 1878-го Корочанская гордума выслушала доклад «о принятых предварительных мерах по расквартированию военнопленных турок 150 человек в Короче, ожидаемых в самом скором времени». Требовалось 200 рублей, которые пошли бы на обустройство нанятого жилья и кухонь: предлагалось купить котлы, ложки, миски, ведра, ушаки и нары.
Отметим, что военнопленных Османской империи использовали на работах по благоустройству населенных пунктов Курщины. К примеру, гласные Курской гордумы решили, что будет «выгодно и полезно» привлечь этапированных турецких подданных к расчистке реки Кур. Впрочем, это уже другая история
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО, фото svadba-kursk.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 09 (1428) от 1 марта 2022 года
В Курске открыт первый Центр ритуальных услуг «В последний путь »