ИСТОРИЯ ГОРОДА Утраченные храмы КурскаПо имеющимся данным, в Курске самым древним храмом из сохранившихся является Троицкая церковь женского монастыря на улице Максима Горького (ранее Сергиевская, 1-я Сергиевская). Она была заложена в 1695 году на месте сгоревшей деревянной церкви, построенной в 1631 году. Чуть позже, в 1700 году, построена Троицкая церковь, которая находится на площади Добролюбова (до революции Барнышевская, Бурнашевская площадь). Еще один старинный храм – Введенская церковь на пересечении нынешних улиц Дубровинского и Маяковского. Сохранившееся до наших дней здание возведено в 1761 году. Несколько величественных храмов Курска сохранились только на старых фотографиях. Сегодня мы расскажем о некоторых из них. Сретенско-Флоровская церковь |
---|
Сретенско-Флоровская церковь была построена на деньги купечества в 1779 году |
На углу улиц Радищева (бывшей Флоровской площади) и Марата возвышалась величественная Флоровская церковь, построенная на деньги купечества в 1779 году. Каменный трёхпрестольный храм в честь святых Флора и Лавра был построен в стиле барокко с элементами псевдоготики. Центральный престол – Сретенский, боковые приделы – Флоро-Лаврский и Скорбященский. Пятиярусная колокольня считалась самой высокой в городе. 25 сентября 1838-го в церкви крещён основоположник историко-бытового жанра в русской живописи Вячеслав Шварц. Информацию об этом можно увидеть на мемориальной доске на арке, ведущей во двор дома №13/15 на улице Радищева, где стояла церковь. В апреле 1860 года во Флоровском храме при большом скоплении горожан проходило отпевание усопшего астронома Фёдора Семёнова. Флоровская церковь была закрыта в 1935 году и варварски взорвана в несколько приемов. На обломках порушенного храма в довоенные годы собирался птичий рынок. Там можно было купить и продать голубей, певчих птиц, клетки, тайники и западни для ловли птиц. На месте уничтоженного храма сейчас располагается жилой дом с аптекой №4, дворы этого дома и гостиницы «Центральная». Николаевская церковь на Торгу |
---|
Николаевская церковь на Торгу располагалась на месте сквера «Спутник» |
На месте спуска с улицы Радищева, там, где сейчас находится сквер «Спутник», располагался храм святителя Николая, построенный в 1773 году в стиле позднего барокко. Поскольку в Стрелецкой и Ямской слободах были Николаевские церкви, эту называли Николаевская на Торгу, так как она соседствовала с торжищем древнего посада. До середины XIX века были обустроены Иоанно-Предтеченский, Митрофаниевский, Пантелеимоновский и Рождество-Богородицкий приделы. К завершенному световым купольным восьмериком с луковичной главой основному объему вплотную примыкали корпуса торговых лавок. В 1936-м Николаевский храм разрушили. На его месте планировалось построить вторую очередь «шестерки» – дома №6 на Красной площади. Уже вырыли котлован, но война помешала строительству. Котлован засыпали и разбили сквер. В шестидесятых годах прошлого века здесь установлена скульптурная композиция «Спутник», символизирующая начало космической эры. Смоленско-Георгиевская церковь |
---|
Смоленско-Георгиевская церковь стояла на пересечении улиц Херсонской (ныне Дзержинского) и Золотаревской (Гайдара) |
Небольшая Смоленско-Георгиевская церковь стояла раньше на Георгиевской площади, на пересечении улиц Херсонской (ныне Дзержинского) и Золотаревской (Гайдара). – По одним данным, Георгиевская церковь была построена в 1754 году вместо сгоревшей деревянной. По другой информации – из клировых ведомостей, ее возвели в 1776-м. Главный престол посвящался иконе Смоленской Божией Матери, а приделы, устроенные в начале 30-х годов XIX века, – Георгию Победоносцу и Успению Пресвятой Богородицы, – пишет курский краевед Юрий Озеров. – В 1858 году к ней была приписана Казанская домовая церковь в доме губернатора. В 1881-м вокруг храма была устроена каменная ограда, включавшая сторожку и небольшую часовню. Позже здесь, в ограде, была выстроена каменная одноклассная церковно-приходская школа. Кроме нее, в ведении причта также находились: образцовая церковно-приходская школа при духовной семинарии и школа-приют ведомства учреждений императрицы Марии. При храме имелась библиотека, насчитывавшая 98 томов книг религиозно-нравственного содержания. По словам Озерова, содержание храма и причта обеспечивалось в немалой степени от частных вкладов, находившихся в кредитных учреждениях и составлявших в банковских билетах на 1916 год сумму в 19898 рублей. Кроме того, в пользу церкви шел сбор с разворачивавшейся на Георгиевской площади ярмарки. Она проводилась 23 апреля, в день памяти святого Георгия Победоносца. Часть получаемых средств шла на раздачу бедным прихожанам к праздникам Рождества Христова и Пасхи. Смоленско-Георгиевскую церковь снесли в 1936 году. На ее месте решили выстроить гостиницу для сотрудников НКВД. При первой же бомбежке города 29 августа 1941-го она сгорела. В 1953 году на этом месте был построен дом, где не так давно размещался 4-й гастроном. Часовня Георгиевского храма, приспособленная под трансформаторную будку, простояла до середины 1950-х. Преображенская церковь |
---|
Колокол Преображенской церкви весил около 400 пудов и славился особым звучанием |
Пятиглавая Преображенская церковь до революции украшала площадь, ограниченную улицами Золотаревской (ныне Гайдара), Старо-Преображенской (Софьи Перовской) и Ново-Преображенской (Красной Армии). Достопримечательностью ее был колокол, весивший около 400 пудов и славившийся особым звучанием. В 1934 году ненужный большевикам храм закрыли, через год разобрали колокольню, демонтировали купол, а в 1937-м приспособили под хлебозавод. 30 октября 1941 года остатки Спасо-Преображенской церкви взорваны при отступлении частей Красной Армии. Сейчас на этом месте руины и огромная труба. О храме напоминает лишь мемориальный крест. Покровская церковь |
---|
Покровская церковь была разрушена в 1937–1939 годах |
Каменная Покровская церковь на Покровской улице (сейчас улица Большевиков) была построена в 1772 году на месте обветшалой деревянной. Новый храм был двухпрестольным. В 1827-м по прошению прихожан были пристроены еще два придела – во имя Тихвинской Божией Матери и для перемещения из трапезной престола Дмитрия Ростовского чудотворца. Особо чтимая святыня Покровской церкви – древняя Феодоровская икона Божией Матери, на поклонение ей стекалось много богомольцев. В 1834 году при церкви были устроены два новых придела – во имя иконы Феодоровской (Костромской) Божией Матери и святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Впоследствии храм неоднократно улучшался на средства попечителей и прихожан. В церковном имуществе имелись серебряные царские врата, позолоченные иконостасы, драгоценная утварь, напрестольные одежды с позолотой, шитая золотом плащаница с камнями и жемчугом
По свидетельствам современников, Покровская церковь к концу XIX века была одним из лучших храмов Курска. Храм разрушен в 1937–1939 годах. Николаевская церковь в Ямской слободе |
---|
Николаевская церковь в Ямской слободе – типичный образец псевдорусского стиля |
Население Ямской слободы к концу XIX века значительно выросло. Повлияли на это строительство железной дороги и возведение здания вокзала. Введенский храм уже не мог вмещать всех прихожан, особенно по большим церковным праздникам. Возникла необходимость в строительстве второй слободской церкви. 27 августа 1878 года состоялось освящение закладки каменного храма во имя святителя Христова и чудотворца Николая. А в 1884-м строительство завершилось. Церковь имела значение кладбищенской и была приписана к Введенскому храму. Находилась она на территории, где сейчас располагается Парк железнодорожников. – Церковь была важным архитектурным элементом привокзальной части города. Четверик кирпичного компактного в плане здания завершен пятью луковичными главами на высоких круглых барабанах. Колокольня трехъярусная. Храм отличало обилие декоративных деталей в русском стиле, большая часть которых – разнообразные кокошники. Типичный образец псевдорусского стиля, – писали курские краеведы Николай Логачев и Виктор Склярук в одной из статей, посвященной курским храмам. В январе 1925 года было принято решение о ликвидации Ямского кладбища. В 1927 году церковь закрыли и на следующий год снесли колокольню, а затем и все здание. – Метрах в тридцати к северу от храма на территории кладбища к 1928 году был построен клуб железнодорожников. Позже его стены были использованы для возведения нового здания клуба. Эти строения ошибочно считают остатками Николаевской церкви, – поясняют краеведы. Продолжение в следующем номере Лариса БЕСЕДИНА, фото из открытых источников
Другие статьи этого номера НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  НОВОСТИ | |  НОВОСТИ |  ПРОИСШЕСТВИЯ | |  ПРОИСШЕСТВИЯ |  ПРОИСШЕСТВИЯ | |  ПРОИСШЕСТВИЯ |  ПРОИСШЕСТВИЯ | |  ПРОИСШЕСТВИЯ |  ПРОИСШЕСТВИЯ | |  ПРОИСШЕСТВИЯ |  ПРОИСШЕСТВИЯ | |  ПРОИСШЕСТВИЯ |  ПРОИСШЕСТВИЯ | |  СПОРТ |  СПОРТ | |  СПОРТ |  СПОРТ | |  СПОРТ |  СПОРТ | |  АВТОСАЛОН |  АВТОСАЛОН | |  АВТОСАЛОН |  АВТОСАЛОН | |  ПОТРЕБИТЕЛЬ |  ПОТРЕБИТЕЛЬ | |  ПОТРЕБИТЕЛЬ |  ПОТРЕБИТЕЛЬ | |  ПОТРЕБИТЕЛЬ |  ПОТРЕБИТЕЛЬ | |  ПОТРЕБИТЕЛЬ |  ПОТРЕБИТЕЛЬ | |  ПОТРЕБИТЕЛЬ |  ПЛАНЕТА ЗАГАДОК | |  ПЛАНЕТА ЗАГАДОК |  ПЛАНЕТА ЗАГАДОК | |  ЗДОРОВЬЕЧКО |  ЗДОРОВЬЕЧКО | |  ЗДОРОВЬЕЧКО |  ДЕЛА ДОМАШНИЕ | |  ДЕЛА ДОМАШНИЕ |  ЛИЦО НОМЕРА | | |
|