Чем опасна езда по трамвайным рельсам
Езда по трамвайным рельсам вызывает много вопросов у автомобилистов. В некоторых случаях это разрешено законом, в других же – строго запрещено. Кроме того, из-за разности сцепления колес могут возникать аварии. Однако подобные поездки опасны и по другой причине: неправильные действия водителей способны обернуться повреждением трансмиссии, уверены автоэксперты «АиФ».
Неожиданная авария
На ряде дорог трамвайные пути проложены посреди проезжей части. Кое-где они утоплены в мостовую, и поток транспорта передвигается прямо по рельсам. Колея автомобилей классов C и D совпадает с рельсами, отчего автомобиль встает на пути и идет, опираясь шинами на металл.
Водитель и пассажиры ощущают, как изменяется поведение машины, подвеска перестает грохотать на неровностях асфальта, на провалах булыжника или плитки. Однако трамвайные рельсы коварны, и мягкое прямолинейное движение может мгновенно обернуться аварией.
Гладкая поверхность углеродистой стали имеет примерно такой же коэффициент сцепления, как лед. При торможении колеса теряют зацеп и проскальзывают, из-за чего автомобиль может легко соскочить с путей. К примеру, дорогу начинает переходить пешеход или машина пытается развернуться в противоположном направлении и выезжает боком на пути. Водитель мчащегося автомобиля инстинктивно жмет на педаль и прибегает к экстренному торможению. Однако в этот момент передние колеса соскакивают с рельсов и упираются в крепкое дорожное покрытие, а задние все еще остаются на рельсах. В итоге корма уходит в занос. Машину резко разворачивает и может выкинуть в любую сторону дороги. Иногда машина оказывается на встречной полосе, а в других случаях – на тротуаре с непредсказуемыми последствиями для пешеходов. Поэтому на трамвайных путях нельзя разгоняться свыше 40 км/ч из-за риска резкой потери управляемости при торможении.
Повреждения колес
Еще одна неприятность может приключиться с колесами. На форумах можно встретить примерно такие сообщения: «Прошлой зимой порезал о рельсы правое переднее колесо, переезжая их под небольшим углом, получил боковой порез. Пришлось выкинуть новый баллон. Где и как это получилось, понял сразу же. Колесо спустило в ноль прямо при переезде рельсов. Край рельса был в задирах и, как пилой, продрал боковину».
Иногда стыки путей в межсезонье из-за подвижек грунта начинают выступать, и высота рельсов становится выше нормативной. Часто такие колебания полотна заметны на стрелках путей, где грунт и асфальт проседают. В общем, проезд по ним на высокой скорости может обернуться грыжами или задирами на протекторе, а также помятыми низкопрофильными дисками.
Повреждение трансмиссии
Особенно аккуратно нужно ездить на поворотах по трамвайным стрелкам на полноприводных машинах. На рельсах колеса часто пробуксовывают, что приводит к повреждениям трансмиссии. Дело в том, что в активе полноприводной трансмиссии есть межосевые дифференциалы, которые помогают отсекать момент от загруженных колес во время пробуксовки. Некоторым водителям даже нравится поддать газу и чувствовать, как полноприводный кроссовер идет вбок, словно в дрифте. Тяга в 200–300 Нм перераспределяется между осями, и, когда заднее колесо начинает бешено вращаться на рельсе, трансмиссия передает на него большую часть тяги. При добавлении газа мощность увеличивается, и буксующее колесо шлифует металл. Но так происходит недолго, автомобиль соскакивает на асфальт, и колесо мгновенно стопорится. Дифференциал перебрасывает сотню ньютон-метров на другие колеса, и трансмиссия получает мощный удар от собственного двигателя. Иногда срывает зубья шестерен, иногда разбиваются валы и подшипники. В общем, при проезде рельсов буксовать не рекомендуется.
Согласно п. 9.6 ПДД, передвижение на трамвайным путям попутного направления допускается, если они находятся слева по направлению движения, на одном уровне с проезжей частью и ничем не отгорожены от нее. Также можно выезжать на них, если не создаются помехи для трамваев или необходимо выполнить объезд, повернуть налево или развернуться.
В п. 9.6 ПДД отдельно указано, что выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается, если они:
• расположены справа;
• находятся выше или ниже уровня проезжей части, отгорожены какими-либо конструкциями (либо при наличии знаков «Движение по полосам» или соответствующей разметки).
Если нарушены правила при выезде на трамвайные пути попутного направления, действует статья 12.16.1 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей. Езда по путям встречного направления наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.
aif.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 47 (1414) от 23 ноября 2021 года
«Прекратить дело за 4 рубля»: будни курских участковых XIX века
Лидер или аутсайдер? Тренерский штаб «Авангарда» подвел итоги первой части сезона