Выезд на обочину: чем опасен маневр
Все автолюбители могут рассказать, как раздражают на трассе обочечники. Когда машины идут в общем потоке, обязательно найдется умник, который решит объехать по обочине, чтобы миновать затор. Некоторые лихачи могут повиснуть на хвосте у тихоходов и пытаются согнать их с трассы, чтобы открыть себе дорогу. Многие не выдерживают такого прессинга и смещаются на асфальтированную обочину, чтобы дать дорогу лихачам. Часто так делают водители небыстрых грузовиков, лесовозов или тягачей с прицепами, которые стараются не собирать за собой вереницу транспорта. Однако такие действия противоречат требованиям правил и наказываются по соответствующим статьям КоАП РФ, говорят автоэксперты.
Хотели как лучше
Есть несколько типовых ситуаций, в которых автомобилисты незаконно используют обочины. Многочисленные дачники иногда настолько сильно нагружают свои автомобили, что из-за возвышающегося багажа на крыше автомобиль трудно разгоняется. У стареньких машин могут быть неисправности, и на них просто опасно разгоняться свыше 80 км/ч. Такие тихоходы ползут и раздражают других участников движения. Поэтому, если на дороге много участков со знаками, запрещающими обгон, тихоходы на свой страх и риск отклоняются в сторону и предоставляют узкий коридор для других участников движения. Не всегда это бывает к месту. Спешащие водители особенно не церемонятся и проскакивают вперед таким образом, что пересекают колесами сплошную линию разметки и оттесняют тихоходов еще больше к краю дороги, порой даже создавая аварийные ситуации. Иногда водитель до половины корпуса автомобиля выезжает на встречную полосу движения. Тем самым подобные любезности провоцируют людей на нарушения.
Кроме того, среди автомобилистов широкое распространение получили видеорегистраторы, записи с которых принимаются в качестве доказательства в судах. Некоторые правдолюбцы снимают подобные обгоны и затем пересылают их с пояснениями в ГИБДД.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
«Вежливые» грузовики
Вторая ситуация связана с выездом на дороги общего пользования «законных» тихоходов, чья скорость не превышает 30 км/ч.
Дорожный знак «Обгон запрещен» не позволяет водителям опережать другие транспортные средства с выездом на встречную полосу. Однако в определении этого знака в Приложении 1 к Правилам дорожного движения делается исключение для гужевых повозок на обочинах, велосипедистов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа. Их обгонять можно, но без пересечения сплошной линии, то есть в рамках своей полосы.
Кроме того, допускается обгонять «тихоходные транспортные средства». К таким относятся механические транспортные средства, конструктивная скорость которых не превышает 30 км/ч. Для наглядности: у такой механизированной техники сзади должен быть наклеен специальный знак в виде равностороннего красного треугольника с желтой окантовкой. Обычно это трактора или техника, использующаяся для прокладки коммуникаций и прочих работ. Но количество таких официальных тихоходов на трассах невелико.
На дорогах гораздо больше старых чадящих фур, которые медленно ползут на возвышенностях без всяких наклеек, источая клубы черного дыма. Они-то и тормозят поток до 30–40 км/ч.
По правилам дорожного движения водители перегруженных фур должны принять как можно правее или вовсе остановиться, чтобы пропустить скопившуюся сзади вереницу автомобилей. На междугородних трассах существуют специальные расширения для таких маневров.
Кроме того, фуры заезжают в полосы торможения перед автобусными остановками, освобождая полосу, и многие водители рвутся в образовавшиеся «окна». Однако требовать от шоферов фур такого маневра нельзя.
Движущийся по обочине автомобиль в любом случае нарушает правила. Согласно части 1 ст. 12.15 КоАП РФ, движение по обочине наказывается штрафом в 1500 рублей. Поэтому, если чадящий грузовик не спешит пропускать автомобили сзади, значит, необходимо ждать появления участка дороги со свободным для обгона пространством.
Война с обочечниками
Летом на трассах традиционно обостряются дорожные конфликты, связанные с выездом на обочину. Обычно это происходит на многополосных дорогах при подъезде к крупным городам. Автомобилисты пытаются объехать пробку по обочине, а потом резко вклиниваются в ряд перед камерой, создавая еще большую пробку и дискомфорт другим водителям. Кроме того, езда по обочине часто сопровождается облаками пыли и выбросом камней из-под колес.
Некоторые автолюбители решили не терпеть хамство обочечников и начали бороться с нарушителями. Активисты устраивают целые рейды, на которых держат правый ряд за сплошной, вынуждая обочечников возвращаться в свою полосу. Представители таких сообществ рассказали Autonews.ru о своей мотивации, страхах и способах навсегда избавить дороги от обочечников.
Основная цель рейдов – не переучить обочечников, а показать законопослушным водителям, как бороться с такими нарушителями. Об этом сообщил автор YouTube-канала Drongogo Андрей Елатников.
«Есть люди, которые ездили по обочине, потом встретились с нами и сейчас уже ездят на рейды. Но большинство обочечников переучить нельзя. Мы хотим донести до водителей, что не нужно бояться держать обочину. Глядя на наши видео, люди видят, как безопасно можно это делать. Нужно контролировать ситуацию, двигаться в рамках правил и не пускать обочечника, который вклинивается в ряд. Если он поджимает, то можно ехать ему в бочину и виноватым будет обочечник. Потому что он нарушает. Резко тормозить из-за обочечника на шоссе более опасно. Большинство людей пропускают обочечников, потому что им наплевать», – уверен Елатников.
Активисты регулярно сталкиваются с агрессией обочечников. Обычно самые наглые нарушители хотят выйти из машин и поговорить с глазу на глаз. Люди пытаются доказать, что они торопятся больше других.
«Говорят, что готовы заплатить штраф, если камера щелкнет. Но, как правило, перед камерой они вклиниваются в ряд. Я хочу, чтобы в нашей стране граждане были законопослушны и выполняли требования ПДД. Мною движет обостренное чувство справедливости», – добавил активист.
Создатель канала «Движение с уважением» также участвует и организует рейды на обочечников, но смотрит на проблему с точки зрения информированности автомобилистов. По словам Сергея Барянова, он и его коллеги не считают себя особенными. «Мы обычные водители, и у нас есть обязанность соблюдать ПДД. Как к людям у нас к обочечникам претензий нет, но есть претензии к их поступкам. Своими действиями они отнимают наше время, пылят, камни с обочины летят в наши стекла, они подвергают нас опасности. Но мы их не учим и не лечим. Мы соблюдаем водительскую солидарность и помогаем обычным водителям доехать быстрее в пробке. А также просвещаем обочечников, объясняем им, что водители в пробках их ненавидят и презирают. Есть реальные нарушители, которые этого не понимают», – рассказал Барянов.
Еще одна цель, которую преследуют организаторы рейдов на обочечников – создать общественный резонанс и обратить внимание сотрудников ГИБДД на конкретное место, где нарушители часто выезжают на обочину. «Эти люди воруют наше время, создают пробки. Нами движет чувство уважения друг к другу на дороге. Мы никого не учим жизни, а пытаемся разговаривать и убеждать. Моя цель – предание огласке. Как только мы несколько месяцев назад начали снимать свои видео, активизировались сотрудники ГИБДД. Подключались российские телеканалы, приезжали и снимали вместе с нами», – объяснил автор YouTube-канала «Стальные джунгли».
Участники сообщества выезжают группой по 3–4 человека. По их словам, среди обочечников встречаются примерно 60% агрессивных людей, которые хамят и пытаются спровоцировать ДТП. «Но мы их не боимся, морально готовы к разного рода конфликтам», – признался активист.
«Аргументы и Факты», autonews.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 29 (1396) от 20 июля 2021 года
«Горжусь, что моя жизнь связана с Михайловским ГОКом». Железногорск отметил День металлурга
Выпускники Курской сельхозакадемии востребованы у работодателей
Курские мастера рапиры завоевали медали Спартакиады молодежи России