Учеников пороли, а учителям платили зерном: как курские крестьяне постигали грамоту
Проблеме народного образования в крестьянских семьях Курской губернии посвящено немало работ. Одни исследователи считают, что наши предки неохотно учились письму, счету, наукам. Другие же историки и краеведы утверждают, что в XIX – начале XX века жители курских сел были одними из самых образованных крестьян в Российской империи, а по количеству школ губерния входила в тройку по стране.
Учителя «развращают детей»
Во 2-й половине XIX века большинство сельских детишек получали образование в церковно-приходских школах. Эта форма обучения являлась самой массовой. К концу 1880-х годов в Курской губернии насчитывалось 163 школы. По мнению земских деятелей, именно подобные учебные заведения отвечали требованиям простого народа. Основной акцент делали на религиозно-нравственном воспитании. Дети изучали Закон Божий, письмо, чтение, арифметику, церковное пение, а иногда и историю.
«Родители особо не видели в школьном образовании нужды и не всегда позволяли детям посещать школы даже там, где они были, – пишет доктор исторических наук Зинара Мухина. – Число учащихся было незначительным, часто ученики бросали школу. Для большинства крестьян учение представлялось делом бесполезным, если не вредным».
Некоторые родители считали, что учителя «развращают детей», отвлекают их от работы в поле. В этом была доля правды: учебный год начинался в августе и завершался в июне. На это время выпадало много забот по хозяйству. Также нужно было оплачивать работу сельских педагогов. Чаще – натурой: яйцами, мясом, зерном.
Вызывали споры и «методы» обучения в церковно-приходских школах. Исследователи XIX века зафиксировали факты рукоприкладства в учебных заведениях. Так, в деревне Саломыковой Медвенской волости учитель бил учеников «по щекам, если они плохо разбирали слова или забывали вновь показанную букву». Тех же, кто плохо писал, «лупил по затылку так, что они ударялись лбом о парту». Были и наказания за шалости: «драл за уши и так сильно, что одному мальчику, по выражению детей, «ухо оторвал». Неудивительно, что к зиме из 40 учеников у такого педагога в классе осталось меньше половины.
Среди педагогов – бывшие дворяне и солдаты
После отмены крепостного права в курских деревнях росло число земских школ. Зарождается привычное нам начальное школьное образование. В учебных заведениях преподают больше дисциплин, имеет место другая форма
обучения детей. В земской школе изучают русский язык, чистописание, арифметику, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.
В книге «Из жизни русского народного учителя», которую издали до Октябрьской революции 1917 года, читаем, что земским школам ставилась задача «выработать у ученика навыки самостоятельных занятий посредством чтения, чтобы привить привычку наблюдать и делать выводы, обобщать и рассуждать, заставить их чувствовать и переживать, что облагораживает человека». Упор делается на «серьезное чтение», «понимание явлений природы и окружающей среды».
Как пишет историк Лия Лепская, в 1871–1875 годах из 34 губерний Курское губернское земство по ассигнованию средств на начальное образование стояло на третьем месте. Однако общих денег не всегда хватало, чтобы на должном уровне обеспечить образовательный процесс. Не было и квалифицированных учительских кадров. Как итог – в некоторых уездах популярность имели не стационарные школы, а «передвижные». К примеру, в Путивльском уезде, входившем тогда в Курскую губернию, крестьянские общины приглашали учителей-ходоков, снимали избу под школу, покупали учебники. Статистика показывала, что у выпускников подобных заведений уровень грамотности был выше по сравнению с учащимися «стационарок». Чаще здесь учителями были одинокие люди: бывшие дворяне, отставные солдаты, крестьяне, монахи, священнослужители. На курских хуторах педагог набирал класс из 5–6 учеников. Платили за работу уже не продуктами, а деньгами: за одного обучающегося взимали 30–60 копеек в месяц (для понимания: цена одного килограмма говядины в то время составляла 40–45 копеек, а булки хлеба – 4 копейки). Иногда в классах было по 20–30 учеников.
«В селе Корени Шалыгинской волости наряду с земской школой учит ребят один отставной солдат, начавший педагогическую деятельность еще задолго до ее открытия, – указано в одной из статей «Сборника статистических сведений по Курской губернии. Отдел хозяйственной статистики». – В продолжение двух первых лет существования школы солдат оставался совсем без учеников, но потом, вследствие ли несовершенства организации школы или каких-либо других причин, крестьяне к школе охладели и начали снова приводить детей «в науку» к солдату».
В первый год у мужчины грамоте обучались 10 человек, потом 20. Затем крестьяне отказались платить за содержание земской школы, ее закрыли.
С 1873 года подготовку педагогических кадров осуществляла Курская учительская школа. Однако большинство учителей все-таки составляли выпускники гимназий, духовных училищ, а также те, кто после получения домашнего образования сдал экзамен на звание народного учителя.
Чем ближе железная дорога – тем быстрее выучишься
К концу XIX века число грамотных среди населения Курской губернии достигало почти 400 тысяч человек, что составляло 16,3% от общего числа проживающих. Что значило быть грамотным по тем временам? Как минимум уметь читать, писать и считать. А больше обычному крестьянину, как многие считали, и не нужно.
Исследователи обращают внимание, что на процент грамотности среди детей влиял ряд факторов. Скажем, ребенка не отдавали в школу из-за финансовых проблем, а также если школа находилась далеко от места жительства. Историк Мухина пишет: в тех селах, где была школа, число грамотных детей составляло 7,2%, а если учебное заведение располагалась далее 4 километров от населенных пунктов, численность таких детишек падала до 2,4%.
К примеру, в селе Лозовая грамотных крестьян не было, так как школа находилась далеко, а «народ бедный, учиться некогда». В селе Ивановка жили только двое грамотных на 54 двора. Школа от населенного пункта находилась за несколько верст, детей не отправляли учиться, поясняя, что «зимой ребятенка снегом занесет».
Еще один фактор, влиявший на получение образования в селе – особенности труда. Там, где крестьяне были заняты земледелием, уровень грамотности был ниже, чем в местах кустарных промыслов.
Свою лепту в статистику грамотности вносило расположение сел и деревень относительно железных дорог. Например, рядом с веткой Старогородской волости образованность среди населения составляла 10%, а в отдаленной от железной дороги Никольской волости – лишь 3,3%.
Не отдавали сельских детишек в школу и по более простым причинам: повсеместно в учебных заведениях практиковались телесные наказания. За провинности учеников пороли розгами, били линейкой и даже палками.
Иногда ученики, пройдя курс обу-чения, оставляли учебное заведение, не сдав экзамен: «Перед экзаменом многие бросают школу, и не из-за боязни перед экзаменом, а потому что домашние не пускают или отдают ученика в работники, или дома необходимо нужен »
Но так поступали недалекие родители. Те, что «с умом», считали: дашь образование чаду – будет толк: «Уходя каждое лето на заработки и шляясь по чужой стороне, сталкиваясь со всевозможными людьми и обстоятельствами, промышленник прежде всего привыкает высоко ценить «умственность» в людях, грамотность Поэтому первым долгом по приходе домой он считает отдать своего мальчугана в школу».
«Нехорошая книжка, мужик тут повесился»
После земской реформы в курских деревнях стали появляться библиотеки, что также способствовало распространению грамотности среди сельского населения. К 1905 году в губернии открыли 50 читален. Больше всего – в Тимском, Суджанском, Старооскольском уездах.
«В деревнях устраивались семейные чтения, публичные чтения в школах, нередко коллективная читка устраивалась на посиделках, то есть интерес к книгам был огромный, – пишет Мухина. – Для коллективного чтения их брали из частных крестьянских библиотек, библиотек при школах, церквях, у учителей и священников».
В основном читали курские крестьяне религиозные книги: Библию, Евангелие, жития святых угодников. Меньше – современных писателей, которые ныне стали классиками. И почти не читали литературных журналов, газет.
О том, как дети относились к чтению более ста лет назад, можно узнать из свидетельств учительницы села Шелковка Медвенской волости XIX века. Женщина писала, что выдала своему ученику, сыну деревенского лавочника, хрестоматию для домашнего чтения. Начиналась она с русских народных сказок.
«На следующий день он приносит книгу обратно. «Батюшка велел эту книжку отдать вам. Он сказал, што тут абы што написано», – заявил мальчуган. – «А батюшка твой разве прочел эту книжку?» – полюбопытствовала я. «Да он посмотрел ее, и там сказки. Вот кабы што-нибудь бажественное или про войну?»
В другой раз учительница дала ребенку почитать рассказ Льва Толстого «Поликушка». И вновь чтиво «не зашло»: «Дайте мне лучше про войну што-нибудь, а то нехорошая книжка, мужик тут повесился!»
Крестьяне брали книги не только в деревенских школах, но и покупали у коробейников. Все та же учительница из Медвенской волости пишет: «Есть у меня знакомый мужичок из богатеньких, Никита Ешкин. У него своя мельница, толчея, чего же больше? Но нет, не покоен мужичок. Все возится с книжками, которые покупает у коробейников».
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 03 (1369) от 19 января 2021 года
Виктор Карамышев: «В час пик по крышам ПАЗиков от Перекальского до Красной площади пробежать можно»
Курская скульптура «Свидание» заняла 2-е место в конкурсе на самый необычный памятник России
«Односельчане приходят на почту рассказать о выигрышах в «ДДД»
Ученые рассказали, почему опасно пить утром натощак йогурт и кофе