городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (17 000 экземпляров)

28 мая 2020, 14:23 К ИСТОКАМ

Обряды, суеверия и приметы курян: как в старину женились, рожали, умирали

Наши предки не могли представить жизнь без примет и суеверий. Они определяли если не все, то многое. Рождение ребенка, свадьба, похороны сопровождались ритуалами, обрядами, которые для многих из нас кажутся диковинными. В них было место потустороннему, магическому. Кажется фантастикой, что крестьянское население Курской губернии выгадывало пол ребенка по еде, которую употребляет роженица, или же «строило» для души покойника «лесенку» в небо…

«Пропиванки» с водкой на сватовство

Все начинается с семьи. Крестьяне Курской губернии заключали брак в юном возрасте. Молодые люди становились главами семейств в 18–19 лет, беря в жены девушек 16–17 лет. Неженатый 20-летний парень на селе являлся редкостью. «Парень женится, когда захочет, а девка выходит замуж, когда ей суждено», – говаривали наши предки.

Те девушки, которые не успели обзавестись мужьями в срок, до 20 лет, получали ярлык «засидевшихся невест». Как правило, их ожидал брак с односельчанами, только вернулившимися с армейской службы. Не вступить же в брак вовсе приравнивалось к греху. Но были исключения. Например, односельчане с пониманием относились к тем, кто дал обет безбрачия, посвятив себя служению Богу. В других же ситуациях говорили: «Холостой – полчеловека».

Брак у курских крестьян далеко не всегда был по любви. В большинстве случаев будущее молодых определяли родители. Они подбирали жениху невесту, договаривались о свадьбе, приданом. Чаще на брачный союз смотрели с материальной стороны. К потенциальным главам семейств были следующие требования: хозяйственность, благоразумие, хорошее здоровье, трезвость. В невесте ценили здоровье, физическую силу, хорошее приданое, «телность»: «Девка должна быть умная, здоровая, рукодельная и смирная».

Вот как, к примеру, выглядел свадебный обряд, который практиковался в Курской губернии в старину. Его приводит краевед Михаил Лагутич.

До сватовства в доме жениха собирался семейный совет из ближайших родственников, чтобы выбрать невесту. На встрече из близких жениха определяли сватов. Они в назначенный день отправлялись в дом невесты на переговоры.

«Сваты спрашивают, желают ли родители выдать дочь за жениха, справляются о приданом невесты, – пишет Лагутич. – Родители невесты или прямо отказывают и не принимают хлеба-соли, или говорят, что подумают, оставляя хлеб-соль у себя, а сами собирают семейный совет, в результате которого своевременно сообщается сватам жениха тот или другой ответ».

Если давали добро – сваты заявлялись в дом невесты с водкой и устраивали «пропиванки». Потом уже родители будущей супруги шли в дом жениха, вели беседы о хозяйстве, выпивали, приглашали жениха и его близких на «укладинки» – смотреть приданое. В тот же день были «своды»: жениха ставят рядом с невестой. Последней дают тарелку с двумя рюмками, а жениху четверть водки. После молодых сажают в святой угол, начинают обед. За день до свадьбы выдавали приданое. Далее родители благословляли молодых, отец, взяв невесту за руку, отдавал ее жениху.

В Курской губернии чаще играли свадьбы осенью: урожай собран, появилось свободное время, есть чем потчевать гостей. Обильный свадебный стол считался хорошей приметой, предвещал молодой семье благополучие. Мужу и жене желали богатства, скорейшего появления на свет детей: «Дай Бог Вам, Иван Иванович, богатеть, а Вам, Марья Ивановна, спереди горбатеть» (беременеть).

От селедки рождаются мальчики

Обычно вскоре после свадьбы молодая беременела. В XIX – начале XX веков замужняя крестьянка Курской губернии рожала в среднем семь-восемь детей, в отдельных семьях воспитывали по десять и более ребятишек.

Среди курян-крестьян существовало множество примет, которые указывали на грядущую беременность. Так, если женщина наступала на мужские штаны, то в такой семье в скором времени ждали пополнение. Или же, к примеру, если крестьянка видела во сне журавлей, то обязательно в течение года ей предстояло рожать. Беременность определяли по прекращению месячных. С того дня и считали срок рождения ребенка – «вперед год без трех месяцев и 10 ден».

Во время беременности повседневная жизнь крестьянок почти не менялась. Они по-прежнему выполняли обязанности по хозяйству, однако нагрузка по дому и во время полевых работ снижалась. Кроме того, муж не ругал и не поднимал руку на беременную (что было в порядке вещей у наших предков). Как пишет в книге «Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России» доктор исторических наук Зинара Мухина, к беременной крестьянке домочадцы и односельчане относились бережно, позволяли ей то, что другим воспрещалось.

«Особенно предосудительным считалось отказать женщине в желанной пище, – пишет историк. – Даже в период религиозных постов ее не ограничивали в этом, понимая, что невыполнение желаний беременной может отрицательно сказаться на развитии плода, с ней делились последним, «кусочек послаще завсегда ей отдавали».

На беременность наши предки смотрели и с мистической стороны. Например, определенные праздники, времена года, дни недели и даже время суток указывали на «счастливое» или «несчастливое» рождение ребенка. По народным традициям роженице советовали следовать ряду правил, чтобы малыш родился здоровым. К примеру, крестьянка должна была смотреть чаще на красивых детей, чтобы потомство было добротным. Поглядывала беременная супруга и на мужа, чтобы ребенок был похож на главу семейства. Запрещалось роженице наступать на кривые предметы (например, коромысло), иначе дитя будет горбатым. Также нельзя было сидеть на пороге, перекрестке дорог: они считались пограничными местами между мирами живых и мертвых. Если же беременная перешагивала через помело, то ее ожидали тяжелые роды.

Как указывает Зинара Мухина, нежелательно было заранее придумывать имя ребенку или угадывать сроки родов. В таком случае, по поверьям, роженица могла потерять дитя, либо был риск, что ребенок родится нездоровым. Нельзя было показываться перед односельчанами накануне родов: «С брюхом ходить – смерть на вороту носить».

Пол будущего ребенка определяли по форме живота беременной, внешнему виду, предпочтениям в еде. Если, например, крестьянка «шла» желтыми пятнами – ждали девочку, если же живот был острым – мальчика. Если во время беременности женщина налегала на редьку и свеклу – родить ей девочку, а если предпочитала селедку – мальчика.

На время беременности крестьянки лишались права быть крестными матерями, свахами, подружками на свадьбах, присутствовать на похоронах. Запрещалось находиться в доме с усопшим, обмывать его, иначе, по поверью, будущий ребенок мог умереть.

Когда же наступал срок родов, в дом беременной звали повивальную бабку. Она выполняла роль акушера. Согласно ритуалу, роженицу трижды обводили вокруг стола, а потом не давали засиживаться на одном месте. Для усиления «потуг» давали «дуть в бутылку», заставляли прикусить кончик косы, чтобы вызвать кашель, рвоту, испуг, ускорить роды.

Когда малыш появлялся на свет, повитуха обрезала пуповину определенным предметом. Все зависело от пола ребенка. Если родился мальчик – в ход шел топор, чтобы юноша рос умельцем и плотником. Девочке пуповину обрезали ножом на прядильном гребне: считалось, что после такого ритуала девушка будет хорошо управляться с пряжей.

«В Корочанском уезде Курской губернии, – писали исследователи, – новорожденную девочку передавали крестной матери через прялку, чтобы росла искусной пряхой, а мальчика – через порог, чтобы стал «хранителем дома...», а например, в Суджанском и Рыльском уездах – на книге, чтобы был грамотным.

Летучая мышь – предвестник смерти

Отдельного внимания заслуживает погребальный ритуал наших предков, а также приметы и суеверия, указывающие на грядущую смерть. Как пишет кандидат исторических наук Юрий Озеров, крестьяне села Стрелица Корочанского уезда верили: если на доме закричит сыч либо в хату залетит летучая мышь или впрыгнет лягушка – кто-то из домочадцев скоро умрет.

«Отношение к усопшему в значительной степени отличалось боязливостью: «Кто прикоснется к мертвецу, тот не должен сеять: зерно замрет в его руках и не даст всходов», – приводит одно из поверий Озеров.

Наши предки считали, что нельзя использовать мыло, которым обмывали покойника: в нем мертвеющая сила, жди беды. Таким мылом стирать не будешь, зато можно натирать капканы для ловли диких животных, очерчивать места, пораженные сибирской язвой.

«Простолюдины Обоянского уезда, как и Корочанского, верили, что если у покойника открываются глаза, это предвещает вскоре другого мертвого в доме, – пишет Юрий Озеров. – Против страха перед умершими придумали поговорку: «Не бойся мертвых, а бойся живых».

Погребальный ритуал имел множество жестких правил, нарушив которые, можно было накликать чью-то смерть раньше времени. Так, в Корочанском уезде гробы делали из лавок, столов. Из досок мастерили в том случае, если покойник заготовил их при жизни.

Когда умершего выносили из хаты, трижды слегка стучали гробом о двери. Верили, что так покойный прощается с домом. Следом выносили постель усопшего, ставили посреди двора. Она находилась там до тех пор, пока близкие не возвращались с похорон. На постель клался топор («чтобы больше никто не умирал»).

Гроб несли до кладбища на руках. Если умирал ребенок – гроб брали на руки дети, а если девушка – ее подружки или молодые односельчанки. Подобный факт, как пишет Озеров, отмечен в 1892 году в рапорте курского губернского врачебного инспектора.

После погребения куряне устраивали поминальный обед. Они считали, что душа умершего находится в доме до 40 дней. Это поверье живо и сегодня. Например, в Суджанском уезде в 40-й день душу покойника провожали по «лесенке».

«Из пшеничного теста пекли маленькую лестницу с 3–4 перекладинами и по окончании панихиды в доме выносили ее во двор, – указывает Озеров. – Там растворяли на улицу ворота, ставили в воротах вверх дном кадушку, покрывали ее скатертью и ставили «лесенку» для души».

Уже над ней священник служил литию. Затем близкие оставались в воротах плакать, а после ели «лесенку» на поминальном обеде.

Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 21 (1336) от 26 мая 2020 года

covid-19

Коронавирус в Курской области. Что изменилось за неделю

по заслугам

Путин наградил орденом Почета председателя курского избиркома

образование

Конец года. Какое лето ждет курских школьников

инспекция

Губернатор проконтролировал дорожные работы под Курском

небесная канцелярия

Жара, засуха, дожди и ураганы? Какой будет летняя погода в Курской области

на передовой

Шесть курских медиков в «Списке памяти» погибших в борьбе с коронавирусом

суперконкурс

Летние 2020 рублей для читателей «ДДД»

преданья старины

Телеканал «Культура» рассказал, откуда в Курской области «золото гуннов»

актуально

В Курске продолжается реконструкция очистных сооружений

благое дело

Письмо курского врача помогло собрать 4 миллиона для больных коронавирусом

такая работа

Курский пограничник на русском Севере: «Служба на границе – большая ответственность»

пыль веков

Старинные винные погреба стали объектом культурного наследия

горько!

Самому пожилому жениху области 85 лет

чтобы помнили

В Пристени посадили ореховую рощу

малые города

Льгов ждет реконструкция

никто не забыт

Куряне среди лучших в конкурсе «Правнуки победителей»

человек-легенда

Ушел из жизни ветеран прокуратуры Дмитрий Березуцкий

из глубины веков

Откуда пошли куряне

архивные материалы

Имею честь доложить, что взятки получены...

история с продолжением

Экс-председателя комитета ЖКХ Курска обвиняют в ущербе городу в 100 миллионов

преступление и наказание

«Решала» из Курска обманул жителей страны на 10 миллионов рублей

море по колено

Упав с Сеймского моста, курянин заснул на «острове»

коррупция

Вынесен приговор за взятку экс-руководителю инспекции труда

стихия

В Курской области ветер сорвал крышу жилого дома

происшествия

На пожаре под Пристенью погибли два человека

стоп, наркотик!

В Курске задержаны дилеры с тремя кило наркотиков

происшествия

Водитель погиб, опрокинув машину

происшествия

Застрелил приятеля из пистолета

происшествия

Мать двоих детей зарезала мужа

у канатов ринга

Спарринг-партнером Поветкина хочет стать Дерек Чисора

большая игра

«Авангард» покинули восемь игроков

полезно знать

Простой способ продлить жизнь летним шинам

калькулятор жкх

Куряне заплатят за отопление в мае

пособия

Губернатор предложил ввести выплату на детей от 16 до 18 лет

сезонное

Горячую воду в Сеймском округе должны дать 1 июня

юридическая консультация

О продаже квартиры по микродолям

кошелек

Имеет ли право отец на материнский капитал?

листок нетрудоспособности

Порядок расчета больничных изменен

вопрос прокурору

Вступление в наследство после 6 месяцев

в законе

Меняются правила парковки для инвалидов

гипотеза

Опасные облака: ученые разгадали тайну Бермудского треугольника

погода

«Коронавирусный» град прошелся по планете

экспедиция

В России обнаружили гигантскую копию пирамиды Хеопса

аномалия

Парень нашел загадочную змею с «ногами»

31 мая – Всемирный день без табаказдоровый образ жизни  •  реклама

31 мая – Всемирный день без табака

вдох–выдох!

Дыхательная гимнастика поможет справиться со многими заболеваниями

советы врача

5 правил пользования кондиционером

сад и огород

Выбираем соседей по грядке

вкусно и полезно

Салаты из редиса

давайте приготовим!

Рецепты домашнего майонеза

Кристина Пикалова: «Медицина — моя жизнь»лицо номера

Кристина Пикалова: «Медицина — моя жизнь»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
Архив новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 3 996
Посетителей вчера 34 261
Всего c 10 марта 2003 119 842 779

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024